При соблюдении всех изложенных ниже условий несовпадение реквизитов договора и накладной не должно привести к каким-либо негативным последствиям, предусмотренным действующим законодательством. Вместе с тем, если в договоре и в накладной расходятся реквизиты, содержащиеся в ЕГРЮЛ, это приведёт к привлечению внимания к сделке со стороны контролирующих органов, что вызовет необходимость несения дополнительных затрат сторонами сделки на предоставление различного рода пояснений и приведение документов в соответствие друг с другом. Также могут возникнуть последствия гражданско-правового характера между сторонами сделки в виде претензий по исполнению договорных обязательств ненадлежащим образом.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1.Рекомендация:Как документально оформить продажу товаров оптом
Договор
При оптовой торговле момент передачи товара и оплаты, как правило, не совпадает, поэтому необходимо составить письменный договор (п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 159 ГК РФ). Заключением письменного договора может считаться не только составление единого документа, но и обмен документами по электронной, почтовой или иной связи. Примером такого обмена документами может служить переписка сторон, из которой явно следуют намерения продать и купить определенное количество товара по определенной цене. Такие правила установлены в пункте 2 статьи 434 ГК РФ. В договоре (или документе, его заменяющем, например счете) должны быть указаны все существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК РФ), то есть товар и его цена (п. 1 ст. 454 ГК РФ).*
Товарная накладная
Товарная накладная заполняется всеми организациями-продавцами при оформлении продажи (отпуска) товаров сторонней организации. Она является первичным документом, удостоверяющим переход права собственности на товар от продавца к покупателю (если в договоре не указан особый порядок). Форму товарной накладной должен утвердить руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом накладная должна содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. В качестве образца можно использовать унифицированную форму № ТОРГ-12.*
Составьте товарную накладную в двух экземплярах. На основании первого экземпляра спишите проданный товар, второй экземпляр передайте покупателю.
Такой порядок следует из частей 1 и 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Рекомендация:В каком порядке оприходовать товары
Документальное оформление
Порядок документального оформления поступивших товаров зависит от того, где они получены:*
· на складе организации-покупателя (если доставку организует продавец);
· в другом месте, предусмотренном договором (если доставку организует, в т. ч. частично, покупатель), например, на складе поставщика, в порту или на железнодорожной станции.
Если организация получает товары на складе поставщика и самостоятельно организует их доставку, то уполномоченному лицу организации нужно выдать доверенность (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).*
Доверенность на получение товаров можно составить по форме № М-2 или № М-2а. Форму № М-2 используют организации, которые выдают относительно немного доверенностей. При ее получении сотрудник должен расписаться в отрывной части документа, которая остается у организации. Если получение доверенностей носит массовый характер, то удобнее использовать форму № М-2а. В этом случае заводят книгу учета выданных доверенностей, в которой сотрудник расписывается в получении доверенности.
Доверенности по формам № М-2 или № М-2а можно выдавать только штатным сотрудникам. В доверенности должны быть заполнены все реквизиты, включая образец подписи сотрудника, на имя которого она выдана. Доверенности обычно выдают на срок не более 15 дней. Если товары поступают в плановом порядке, доверенность может быть выдана на месяц.
Такой порядок установлен разделом 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.*
Одновременно с товаром поставщик должен передать получателю товаросопроводительные документы. Такими документами могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, другие документы, подтверждающие количество и качество полученных товаров.*
Если приемка производится не на складе организации-получателя, а у поставщика или в другом месте (например, на железнодорожной станции), то товар допускается принимать по количеству мест, весу или по количеству единиц, указанных на упаковке (таре). Принять товар таким образом можно, если он находится в целой упаковке (таре). Такие правила установлены пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.*
Если приемка производится без осмотра каждой единицы товара, об этом нужно сделать отметку на товаросопроводительном документе (накладной). Такие правила установлены пунктом 2.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.*
Обычно передача товара от поставщика покупателю оформляется товарной накладной по форме № ТОРГ-12. В зависимости от способа перевозки наряду с товарной накладной к грузу может быть оформлена:*
· товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т или транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (если товар доставляется автомобильным транспортом);
· железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О (если товар доставляется железнодорожным транспортом);
· коносамент;
· накладная на перевозку воздушным транспортом (авианакладная).
Ситуация: можно ли оприходовать товар без товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом. Покупателю представлена только товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (mod = 112, id = 51475)*
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
Чтобы отразить в бухучете получение товара, организация должна использовать первичные документы, содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). При этом если товар доставляется покупателю автомобильным транспортом, то наряду с товарной накладной к грузу может быть выписана товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Этот документ также может служить основанием для отражения поступивших товаров в бухучете покупателя (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 49, 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Кроме того, товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) является подтверждением не только отгрузки товаров, но и их перевозки.
Поэтому если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него товарно-транспортной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием для отражения прихода в бухучете (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413 и ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195.
Другая ситуация складывается, если доставку товара заказывает и оплачивает покупатель. Тогда наряду с товарной накладной, например, по форме № ТОРГ-12 необходима товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т (или транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это связано с тем, что товарно-транспортная накладная является документом, предназначенным для расчетов за перевозки товаров автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).
Таким образом, товарно-транспортная накладная и товарная накладная – документы не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Так, в товарной накладной есть место для отражения номера транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной (например, в ней не выделен отдельной строкой НДС). Поэтому, несмотря на то что принять товар на учет организация-покупатель может только на основании товарной накладной, лучше такое поступление задокументировать и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, и товарной накладной, например, по форме № ТОРГ-12. Это обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий проверяющих. Для этих целей требуйте от поставщиков и обеспечивайте сохранность обоих товаросопроводительных документов.
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Рекомендация: Когда «входной» НДС можно принять к вычету
Налоговый вычет – это уменьшение общей суммы НДС, начисленной в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться вычетом по НДС может только организация, применяющая общую систему налогообложения и не использующая освобождение от уплаты НДС. Если организация использует освобождение, «входной» НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Это следует из положений пункта 1 статьи 171 и подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.*
Какой НДС принимать к вычету
Если организация не использует освобождение, к вычету принимаются суммы налога:*
· предъявленные поставщиками при приобретении имущества (работ, услуг, имущественных прав), в том числе по товарообменным (бартерным) операциям (п. 2 ст. 171 НК РФ);
Условия вычета
«Входной» НДС принимайте к вычету при одновременном выполнении следующих четырех условий:*
· предъявление налога поставщиком;
· приобретение имущества (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, или приобретение товаров (работ, услуг) для перепродажи;
· принятие приобретенного имущества (работ, услуг) на учет;
· наличие счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры).
Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ*.
Внимание: если организация воспользуется вычетом с нарушением хотя бы одного из установленных условий, то при проверке налоговая инспекция может лишить ее права на вычет и восстановить «входной» налог. Как следствие, у организации возникнет недоимка по НДС, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). Кроме того, восстановленные суммы налога организация не сможет включить в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ).*
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Рекомендация:Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными
Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ).*
Перечень документов
Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет*. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.
В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:*
· первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, кассовые чеки и т. д.;
· другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).*
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Материалы горячей линии
1 >>> 2 >>> 3 >>> 4 >>> 5 >>> 6 >>> 7 >>> 8 >>> 9 >>> 10 >>> 11 >>> 12 >>> 13 >>> 14 >>> 15 >>> 16 >>> 17 >>> 18 >>> 19 >>> 20 >>> 21 >>> 22 >>> 23 >>> 24 >>> 25 >>> 26 >>> 27 >>> 28 >>> 29 >>> 30 >>> 32 >>> 33 >>> 34 >>> 35 >>> 36 >>>
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени