Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют. Передача системы водопровода будет подтверждаться отчетом об исполнении поручения, а также копиями первичных документов, полученных от поставщиков, производящих работы. Более правильным будет составить акт по форме ОС-1 при передаче основного средства заказчику.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация:Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика
Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручения, договор комиссии и агентский договор.*
По посредническому договору посредник (поверенный, комиссионер, агент) всегда действует в интересах и за счет заказчика (доверителя, комитента, принципала) (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это значит, что право собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанные услуги), приобретенные для заказчика, к посреднику не переходит, а расходы, понесенные посредником в связи с исполнением договора, должны быть ему возмещены.
За исполнение поручения посреднику положено вознаграждение. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна* (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ).
Если посредник совершает сделку на условиях более выгодных, чем те, что указаны заказчиком, образуется дополнительная выгода. Дополнительная выгода может распределяться между заказчиком и посредником поровну, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 973, ст. 992, 1011 ГК РФ).
Участие посредника в расчетах
В зависимости от условий посреднического договора на приобретение товаров (работ, услуг):*
– посредник может участвовать или не участвовать в расчетах. В первом случае денежные средства на исполнение поручения от заказчика поступают посреднику. Во втором – заказчик самостоятельно рассчитывается с поставщиками товаров (исполнителями работ, услуг). Функции посредника сводятся лишь к поиску этих поставщиков (исполнителей);
– посредник может действовать от имени заказчика (например, по договору поручения) или от своего имени (например, по договору комиссии). В первом случае при реализации товаров (работ, услуг) поставщик (исполнитель) оформляет сопроводительные документы на имя заказчика, при этом посредник предъявляет ему доверенность, выданную последним (п. 1 ст. 975 ГК РФ). Во втором случае документы оформляются на имя посредника;
– материальные ценности могут отгружаться заказчику либо со склада поставщика, либо со склада посредника.
Учет посредником ТМЦ
Если материальные ценности отгружаются поставщиком на склад заказчика, в учете посредника они не отражаются. Если материальные ценности отгружаются поставщиком на склад посредника, посредник учитывает их за балансом по цене, согласованной с заказчиком. Для этого предназначен счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Порядок документального оформления имущества, приобретенного по посредническому договору, зависит от вида поступивших материальных ценностей. Подробнее об этом см. В каком порядке оприходовать товары, Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение основных средств за плату, Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление материалов.
Поскольку право собственности на материальные ценности, приобретенные для заказчика, к посреднику не переходит, порядок их приемки следует прописать в посредническом договоре.* Например, приемка товаров может производиться по количеству и качеству (проверка соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных и сопроводительных документах), или по качеству и комплектности (проверка соответствия требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре).
При передаче материальных ценностей от посредника заказчику составьте товарную накладную по форме № ТОРГ-12.
Кроме того, заказчику нужно представить:
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и 1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).*
Затраты при выполнении поручения
Денежные средства, поступившие от заказчика и предназначенные для приобретения товара в рамках посреднического договора, доходами посредника не признаются* (п. 2 ПБУ 9/99).
Затраты, связанные с исполнением поручения и подлежащие возмещению заказчиком, расходами посредника не признаются.* В этом случае у посредника не происходит выбытие активов, которое приводило бы к уменьшению экономических выгод (п. 2 ПБУ 10/99). Соответственно, при поступлении от заказчика денежных средств в возмещение этих затрат в учете посредника доход не образуется (п. 2 ПБУ 9/99).
Доход посредника
Вознаграждение, выплачиваемое заказчиком, является выручкой от реализации посреднических услуг* (п. 5 ПБУ 9/99). Вознаграждение признается доходом от обычных видов деятельности, который отражается в бухучете на дату утверждения заказчиком отчета посредника (п. 5, 12 ПБУ 9/99).
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату
Документальное оформление
После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Для этого можно составить акт по форме № ОС-1.
Акт по форме № ОС-1 заполните при поступлении основных средств (кроме зданий и сооружений) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок составления акта зависит от того, как учитывалось полученное имущество у поставщика – как товар или в составе основных средств.*
Если организация приобрела основное средство у поставщика, который учитывал его как основное средство, акт по форме № ОС-1 должны заполнить обе стороны сделки. Акт нужно составить в двух экземплярах. Один экземпляр акта, заполненный поставщиком, остается у него и служит основанием для отражения выбывшего имущества в учете.* При этом раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» в своем экземпляре акта поставщик не заполняет. Второй заполненный экземпляр акта поставщик передает организации-покупателю. На основании этого документа она отражает поступление основного средства. Раздел «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» покупатель заполняет самостоятельно. Оба экземпляра акта должны быть подписаны как поставщиком, так и покупателем. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Если приобретаемое основное средство учитывалось у поставщика (например, у магазина оптовой (розничной) торговли) как товар, акт по форме № ОС-1 должен составить только покупатель. Акт составьте на основании товаросопроводительных документов (например, товарной накладной, выписанной магазином) и технической документации, приложенной к основному средству (например, паспорт, инструкция пользователя).* При этом реквизиты поставщика, которые предусмотрены в начале акта, а также разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал» не заполняйте. Это объясняется тем, что у поставщика при реализации такого имущества передача основного средства не происходит. Следовательно, составлять акт по форме № ОС-1 он не обязан. Об этом сказано в письме Росстата от 31 марта 2005 г. № 01-02-09/205.
При любом из перечисленных вариантов в акте по форме № ОС-1 должны быть указаны:
номер и дата составления акта;
полное наименование основного средства согласно технической документации;
название организации-изготовителя;
место приемки основного средства;
заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
номер амортизационной группы и срок полезного использования объекта основных средств;
сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
другие характеристики основного средства.
Кроме того, акт должен содержать заключение приемочной комиссии (например, запись «Можно эксплуатировать»). Оформленный акт утверждается руководителем организации.
При покупке зданий, сооружений заполните акт по форме № ОС-1а. Если организация приобретает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б. При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1.
Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) на каждый объект (группу объектов) основного средства заполните инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Инвентарную карточку (книгу) заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов (например, технических паспортов). В дальнейшем в карточку (книгу) вносите сведения обо всех изменениях, влияющих на учет основного средства (переоценка, модернизация, внутреннее перемещение, выбытие). Сведения вносите на основании соответствующих документов (например, акта о приеме-сдаче модернизированных основных средств по форме № ОС-3, накладной на внутреннее перемещение по форме № ОС-2).
Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Оформляя поступление основных средств, приобретенных за плату, учитывайте особенности, которые связаны с приобретением имущества, требующего монтажа и (или) госрегистрации.
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
С уважением,
Ваш персональный эксперт Пушечкина Ольга.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени