При ликвидации компании составляют два вида баланса — промежуточный и итоговый. Разберем, ликвидационный баланс может быть нулевым или нет, и какие данные в нем надо отразить
Эксперты Системы Главбух совместно с аудиторами разработали числовой пример, в котором подробно разобрали, как рассчитать суммы для ликвидационного баланса и как его заполнить на их основе.
Этапы процедуры ликвидации
При ликвидации нужно три раза обратиться в налоговую инспекцию. Сначала уведомить о старте ликвидации. Затем сообщить о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В конце завершить ликвидацию и внести в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО прекратило деятельность. Если не пройти хотя бы один из этапов, ликвидацию не зарегистрируют. Пошаговый алгоритм ликвидации ООО смотрите в Системе Главбух.
Учите, что уплата налогов и страховых взносов – одна из задач ликвидационной комиссии. Только после проведения всех расчетов с бюджетом организация перестает быть налогоплательщиком (п. 4 ст. 62 ГК, подп. 4 п. 3, п. 4 ст. 44, п. 1 ст. 49 НК).
С момента, когда принято решение о ликвидации, до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные НК сроки. Это касается налогов, страховых взносов, штрафов и пеней, начисленных по результатам выездной проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина от 11.04.2000 № 04-01-10).
С момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 5, 6 ст. 63 ГК). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в том числе и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.
Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги, взносы, пени, штрафы, задолженность погашают учредители, участники, акционеры (п. 2 ст. 49 НК). Норма пункта 2 статьи 49 НК касается только учредителей, участников, акционеров, которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда и Пленума ВАС от 11.06.1999 № 41/9). Такие учредители, участники, акционеры должны будут удовлетворить требования кредиторов, если организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК).
Из рекомендации в Системе Главбух Как платить налоги и взносы при ликвидации организации
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями, участниками, акционерами организации (п. 8 ст. 63 ГК). Если в этот период возникает обязанность по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, исполнить ее нужно до окончания срока ликвидации. Это касается и начислений за период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3, п. 4 ст. 44 НК, письмо Минфина от 17.03.2006 № 03-02-07/1/57).
Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет
Теперь перейдем к самому сложному вопросу — должен ли быть ликвидационный баланс нулевым или нет. А как заполнить ежегодный баланс смотрите в нашей отдельной инструкции.
Ликвидационный баланс не должен быть нулевым. Точнее он может быть нулевым, но в исключительных случаях. В реальности же обнулить показатели ликвидационного баланса достаточно сложно, например, при наличии убытка. При этом существует требование ФНС, согласно которому на дату ликвидации ликвидационный баланс должен отражать реальное финансовое и имущественное состояние общества.
Содержание ликвидационного баланса зависит от того, распределили вы имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, между участниками общества или нет.
Первый баланс, который подают при ликвидации, — промежуточный. Унифицированной формы нет, но в него нужно включить состав имущества компании, требования кредиторов, результаты рассмотрения требований и перечень требований кредиторов, которые удовлетворил суд и решение вступило в силу.
Так вот, если у компании нет имущества и обязательств, во всех разделах промежуточного баланса нужно поставить прочерки, кроме раздела с уставным капиталом. Удалять из баланса строки, в которых нулевые показатели, не нужно.
После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный баланс (п. 6 ст. 63 ГК). Его уже надо оформить по рекомендованной ФНС форме в письме от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013.
Ответы на все вопросы по налоговым изменениям вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту