Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (в том числе и задолженности по налогам), она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 4 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ, п. 6 ст. 64 ГК РФ).
В любом случае принимать решение о признании недоимки безнадежной (в т.ч. из-за истечения срока давности) и о ее списании могут только налоговые инспекции (пункт 2 статьи 59 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух VIP-версия».
1. Рекомендация: Как платить налоги при ликвидации организации
При ликвидации организации должна соблюдаться следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
– расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
– зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
– расчеты по обязательным платежам в бюджет;
– расчеты с другими кредиторами.
Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
В период ликвидации организации назначается ликвидационная комиссия (п. 2 ст. 62 ГК РФ). К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 3 ст. 62 ГК РФ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Ситуация: нужно ли учредителям (участникам, акционерам) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам), если ликвидируемая организация не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно
Ответ на этот вопрос зависит от того, несут ли учредители (участники, акционеры) ответственность по долгам организации.
Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается учредителями (участниками, акционерами) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только учредителей (участников, акционеров), которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех учредителей (участников, акционеров), которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если сама организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).
Ответ на вопрос, несут учредители (участники, акционеры) субсидиарную ответственность или нет, зависит от организационно-правовой формы учрежденной ими организации. Так, например, учредители (участники) ООО не отвечают по обязательствам организации (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для учредителей (акционеров) АО (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Однако на учредителей (участников, акционеров) может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов, если они виновны в несостоятельности (банкротстве) организации (п. 3 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Собственники частной некоммерческой организации, а также участники простого товарищества и общества с дополнительной ответственностью несут субсидиарную ответственность в любом случае (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 95 ГК РФ).
Если на учредителей (участников, акционеров) не может быть возложена обязанность заплатить налоги, а организация имеет задолженность перед бюджетом, действует следующий порядок. Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 4 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ, п. 6 ст. 64 ГК РФ). Порядок списания безнадежной задолженности утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Ситуация: Может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек
Да, может. Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция. Это объясняется так.
Обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ. Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано. Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством.
Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т. ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.*
С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются. Объясняется это тем, что пени применяются для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после того, как задолженность по налогу была признана безнадежной, основания для начисления пеней на эту задолженность отсутствуют. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 ноября 2010 г. № 03-02-08/70.
Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности).* Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция может признать задолженность организации безнадежной в следующих случаях:
при ликвидации организации (в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации);
если судом принято решение, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
если налоги (сборы, пени, штрафы, проценты) были списаны с банковского счета организации, но не перечислены в бюджет (при условии, что банк, в котором был открыт счет организации, ликвидирован).
Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.
После того как инспекция (таможня) исключит сведения о списанной задолженности из данных внутреннего учета, основания для списания этой задолженности появятся и у организации.
Порядок списания недоимки организаций, которые имеют признаки недействующих юридических лиц, указанные в пункте 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Статья: Есть законный способ избавиться от налоговой недоимки через банкротство
Самые подходящие способы банкротства с налоговой недоимкой
Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
Это при размере долга компании более 100 000 руб. Банкротство – единственный законный способ ликвидации предприятия с долгами. И в статье 142 закона о банкротстве (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – Примеч. ред.) сказано, что при завершении этой процедуры долги считаются погашенными.
Есть три способа ведения процедуры банкротства. Самый оптимальный способ для тех, кто не может расплатиться с налоговыми долгами, – это банкротство по заявлению должника. Компания сама подает в арбитражный суд заявление о банкротстве. И для нее невыгодно, чтобы это заявление инициировала налоговая инспекция, так как тогда процедура банкротства станет неуправляемой.
Еще один подходящий способ – банкротство по заявлению кредитора. Любой кредитор может обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Правда, в том случае, если у него есть вступившее в силу решение суда о присуждении ему суммы долга. Причем к заявлению нужно приложить исполнительный лист. Если кредитор дружественный должнику, то этот способ позволяет получить контролируемую и быструю процедуру банкротства.
Есть еще упрощенная процедура банкротства. Это когда ликвидационная комиссия в ходе добровольной ликвидации компании выявляет признаки банкротства и обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Зачастую этот способ используют для того, чтобы ускорить процедуру банкротства и миновать стадию наблюдения. Отмечу, что если компания ликвидируется добровольно, но у нее есть явные признаки банкротства (например, крупный кредит на фоне уменьшения оборотов, налоговая недоимка), то ее могут заподозрить в фиктивном банкротстве. Поэтому перед банкротством нужно провести анализ фактического состояния компании, ее финансовых показателей, чтобы защитить бизнес от ненужных рисков.
Добровольная ликвидация очень рискованная. Так как при ней всегда проводится налоговая проверка, которая чаще всего заканчивается налоговыми доначислениями.
Приведу пример из нашей практики. Клиент выбрал добровольную ликвидацию и был уверен, что пройдет налоговую проверку. При этом все первичные документы за три года у него сгорели, о чем имелся акт МЧС. В результате проверки ему доначислили недоимку, пени и штрафы на сумму 64 млн руб. по расчетам с однодневками, несмотря на отсутствие первички. Инспекторы воспользовались выписками из банка по счетам и имеющейся у них налоговой декларацией. Кроме того, по статье 31 НК РФ они определили суммы налогов расчетным путем на основании всей информации о компании, которая у них была, а также данных о других аналогичных компаниях.
ЖУРНАЛ «СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА» №6, ИЮНЬ 2010
О. Л. Пономарева
управляющий партнер ГК «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени