юридическая сила гарантийного письма об оплате товара такая же, как у заключенного сторонами договора, т. е. гарантийное письмо просто свидетельствует о готовности покупателя исполнить свои обязательства и обычно предоставляется для подтверждения факта оплаты.
При этом признание покупателем задолженности в форме гарантийного письма об оплате не даёт никаких гарантий в том, что он выполнит свое обязательство. Единственным плюсом гарантийного письма об оплате в этом случае является прерывание срока исковой давности. В соответствии с Гражданским кодексом срок исковой давности составляет 3 года. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 «к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности могут относиться: признание претензии». Таким образом, после получения кредитором гарантийного письма об оплате срок исковой давности начинается заново.
Судебная практика по данному вопросу разнообразная, принятие судом гарантийного письма, как договора, заключенного сторонами (или не принятие), зависит от текста документа, оговоренных условий сторонами, позиций сторон по делу. Однако что бы ни было написано в гарантийном письме об оплате, на каком бы бланке оно ни было составлено, все-таки гарантийное письмо не дает надежных юридических гарантий исполнения обязательств.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист»
1. Статья: Обзор свежих судебных решений
Заказчик обязан оплатить услуги, указанные в гарантийном письме, даже если он ими не воспользовался
Если компания гарантировала оплату за дополнительные расходы, то она обязана выполнить свои обязательства*. Компания забронировала несколько номеров в отеле для сотрудников. В гарантийном письме она указала, что оплатит компенсацию за простой номеров, если не предупредит об изменениях за три рабочих дня до заезда. Компания обязалась оплатить стоимость забронированных, но не востребованных услуг по размещению за каждый случай незаезда гостей в срок или сокращения сроков проживания. Работники компании выехали из отеля раньше срока, оплатив только дни фактического проживания. Полагая, что компания не оплатила услуги в полном объеме, отель обратился с иском о взыскании задолженности, которая возникла из-за простоя номеров. Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования, указав, что компания сама направила гарантийное письмо с обязательством по возмещению иных расходов, в том числе за простой номеров. Поскольку она добровольно взяла их на себя, то и обязана их исполнить надлежащим образом.
Источник: постановление ФАС Московского округа от 14.09.12 по делу № А40-125873/11-23-1084
Журнал «Юрист компании», №10, октябрь 2012
2. Постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 г. № А40-1423/11-101-6
«Между истцом и ответчиком заключен договор поставки продукции N П-02-09 от 15.01.2009 г., в соответствии с условиями которого истец обязался поставить ответчику продукцию, наименование и характеристики которой указаны в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора, а ответчик обязался своевременно произвести оплату и принять продукцию на условиях заключенного договора.
Истец ссылается на товарно-транспортные накладные N 131 от 04.06.2009 г., N 132 от 04.06.2009 г., N 137 от 08.06.2009 г., N 144 от 23.06.2009 г., N 148 от 11.07.2009 г., N 145 от 25.06.2009 г., N 162 от 26.07.2009 г. как на документы, подтверждающие факт получения ответчиком продукции уполномоченными лицами на основании выданных им доверенностей.
Ответчик частично производил оплату продукции истца в течение срока действия договора.
Как указывает поставщик, наличие задолженности ответчик признает в гарантийном письме N 391 от 08.07.2009 г.,* на дату подписания которого она составила 12 994 620,67 руб.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что представленные истцом товарно-транспортные накладные не соответствуют по своей форме постановлениям Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 79 и от 25.12.1998 N 132.
Между тем, данное обстоятельство не может быть признано доказательством, подтверждающим, что товар покупателем не получен.
Вопреки доводам жалобы, гарантийное письмо покупателя от 08.07.2009 N 391, содержащее данные о товаре и его количестве и фактически являющееся заявкой на поставку товара и гарантией оплаты долга за полученный товар до 17.07.2009 г., подтверждает наличие долга за поставленную продукцию в сумме 12 994 620,67 руб. (т. 1, л.д. 44).*
От составления акта сверки ответчик отказался, не ответив на полученную 11.08.2010 претензию поставщика и не направив последнему каких-либо претензий по полученному товару и его оплате (т. 1, л.д. 45 - 48)».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени