Если организация приобретает металлолом у населения для дальнейшей продажи, он учитывается на счете 41. Реализация металлолома в этом случае отражается в учете аналогично реализации товаров (Дебет 62 Кредит 90-1, Дебет 90-2 Кредит 41).
Если металлолом образуется в виде отходов производства и от ликвидации имущества, он учитывается на счете 10 по цене возможной реализации. Реализация металлолома в этом случае отражается в учете аналогично реализации материалов (Дебет 91-2 Кредит 10, Дебет 62 Кредит 91-1).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.
1.Рекомендация: В каком порядке оприходовать товары
Первичным документом, подтверждающим закупку товаров у населения, является акт. Если приобретена сельхозпродукция, то можно использовать форму № ОП-5. При приеме металлолома от населения организация обязана составить приемо-сдаточный акт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369*. В остальных случаях составьте акт в произвольной форме с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении возвратные отходы
В процессе производственной деятельности организации могут образовываться отходы. Если отходы не представляют ценности, то есть не могут быть использованы в производстве или проданы другой организации, то их считают безвозвратными отходами. Подробнее этот вид отходов рассмотрен в рекомендации Как отразить в бухучете и при налогообложении безвозвратные отходы (технологические потери при производстве). Если же отходы могут быть использованы или проданы, то их считают возвратными отходами.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Документальное оформление
Передачу возвратных отходов на склад оформляйте требованием-накладной по форме № М-11 (п. 57, 111 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Если материалы перерабатывала другая организация, то поступление результата и отходов обратно оформите приходным ордером по форме № М-4. Подробнее о том, как оприходовать отходы на склад, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов.
Бухучет
В бухучете оприходование отходов отражайте следующим образом:
Дебет 10 (16) Кредит 20 (21, 23...)
– оприходованы возвратные отходы на склад.
В бухучете у организации есть выбор, как определить стоимость возвратных отходов – по цене реализации* или возможного использования (п. 111 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Выбранный способ закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, можно использовать следующую методику расчета стоимости возвратных отходов.
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете реализацию материалов
Документальное оформление
Продажу материалов оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12). При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
Если организация является плательщиком НДС, выставите покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Бухучет
В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;*
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60...)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);
Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).*
Переход права собственности позже отгрузки
Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности (позже отгрузки), то продажу материалов отразите в бухучете с использованием счета 45 «Товары отгруженные». Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом:
Дебет 45 Кредит 10
– переданы материалы покупателю;
Дебет 45 Кредит 23 (20, 60...)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС со стоимости отгруженных материалов (если операция облагается этим налогом);
Дебет 91-2 Кредит 45
– списана себестоимость материалов на дату перехода права собственности (реализации) включая расходы, связанные с реализацией;
Дебет 62 (76, 73...) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности);
Дебет 91-2 Кредит 76
– отражен НДС с выручки от реализации.
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Рекомендация: Как отразить в бухучете продажу товаров оптом
При продаже товаров оптом в бухучете:
– начислите выручку (п. 6 ПБУ 9/99);
– спишите себестоимость проданных товаров (п. 5 ПБУ 10/99, Инструкция к плану счетов);
– спишите расходы на продажу (п. 5 ПБУ 10/99, Инструкция к плану счетов).
Признание выручки
Выручку от продажи товаров включите в состав доходов от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).
Одним из условий признания выручки в бухучете является переход права собственности на проданные товары к покупателю (п. 12 ПБУ 9/99). Договором (законом) могут быть предусмотрены следующие моменты перехода права собственности:
– дата отгрузки (передачи) товара;
– дата оплаты.
Об этом сказано в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ.
При этом в обоих случаях схемой расчета может быть предварительная или последующая оплата товара (ст. 487, 488 и 489 ГК РФ).
В зависимости от условий договора (закона) о моменте перехода права собственности и схемы расчетов отражение операций в бухучете будет различаться.
Признание выручки на дату отгрузки
Если выручка признается на дату отгрузки, в бухучете реализацию товара отразите следующим образом.
На дату отгрузки:
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара;
Дебет 90-2 Кредит 41
– списана себестоимость товара.*
На дату оплаты:
Дебет 51 (50) Кредит 62
– отражена оплата покупателем товара.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 68, 90).
Расходы на продажу
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу»* (Инструкция к плану счетов). На счете 44 могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения):
– представительские;
– управленческие;
– на перевозку товара;
– на оплату труда;
– на аренду;
– на содержание помещений и инвентаря;
– на хранение и обработку товара;
– на рекламу;
– иные подобные расходы.
Суммы, накопленные на счете 44, списываются на счет 90 «Продажи» в конце месяца. Такие правила установлены в Инструкции к плану счетов. Сделайте следующую проводку:
Дебет 90-2 Кредит 44
– отражена сумма издержек обращения.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга