Данные вещи (материалы) Вы можете сдать в аренду.
Инструкция по применению Плана счетов не предусматривает какого-либо специального порядка для учета товарно-материальных ценностей, сданных в аренду. Не прописан такой порядок и в других нормативных документах по бухучету. А значит, Вы можете установить правила самостоятельно. И прописать их в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Как заключить договор аренды
Объект аренды
В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи*. В то же время сдачу в аренду отдельных видов имущества законодательство не допускает или ограничивает. Например, не допускается сдача в аренду:
- земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности заповедниками и национальными парками, зданиями военных судов, объектами федеральной службы безопасности, государственной власти и т. д. (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ);
- некоторых видов оружия (в т. ч. химического) (п. 1 ст. 6 Закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ, ст. 5 Закона от 2 мая 1995 г. № 76-ФЗ);
- основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 6 ст. 8 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
В договоре аренды нужно указать данные, позволяющие точно установить имущество, передаваемое арендатору (объект аренды). Если такой информации в договоре не будет, то условие об объекте, передаваемом в аренду, считается не согласованным. Из-за этого договор аренды признается не заключенным.*
Такой порядок следует из статьи 607 Гражданского кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Статья: Компания сдала в аренду материалы
Что понадобится сделать: Прописать в учетной политике, как вы будете учитывать материалы, предназначенные для сдачи в аренду, и в какой момент их нужно списать на затраты.*
Компания приобрела материальные ценности, например торговые стеллажи, для того, чтобы сдавать их в аренду, например, вместе со складским помещением. Стоимость каждого стеллажа не превышает 20 000 руб. А значит, в бухгалтерском и налоговом учете их можно учитывать в качестве материалов.
Инструкция по применению Плана счетов не предусматривает какого-либо специального порядка для учета товарно-материальных ценностей, сданных в аренду. Не прописан такой порядок и в других нормативных документах по бухучету. А значит, вы можете установить правила самостоятельно. И прописать их в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).*
Мы рекомендуем приходовать материалы, предназначенные арендаторам, на отдельный субсчет «Материалы в аренду», открытый к счету 10. На нем ценности будут числиться, пока вы не передадите их арендаторам. В момент передачи выписывайте накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15.*
Следующее правило, которое нужно прописать в учетной политике, – в какой момент стоимость переданных в аренду ценностей нужно включать в расходы. Удобнее делать это сразу, в момент передачи. Ведь, по сути, передача стеллажей или другого инвентаря третьему лицу означает начало их эксплуатации. Стало быть, в этот момент стоимость ценностей и нужно отнести на расходы в бухучете (п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Это отражается проводкой:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 10 субсчет «Материалы в аренду»
– списана стоимость ценностей при их передаче арендатору.
В налоговом учете день, когда материалы переданы в аренду, также считается днем начала их эксплуатации. А значит, в этот момент вы включаете стоимость сданных в аренду ценностей в состав материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Поскольку материалы уже не будут числиться на балансе, необходимо вести их оперативный учет. Всю информацию о движении отражайте в карточке учета по форме № М-17.
Если вы передали в аренду материалы, которые прежде использовали сами и стоимость которых уже была отнесена на затраты, никаких корректировок в бухгалтерском и налоговом учете не делайте. Просто отразите сдачу материалов в аренду в форме № М-17.*
После того как арендатор вернет вам ценности, приходовать их на баланс больше не нужно. Они могут находиться на складе, использоваться для нужд вашей компании. Либо вы опять можете сдать их в аренду. Все перемещения оформляйте в карточке учета материалов. При этом делать какие-то проводки не надо.*
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 16, АВГУСТ 2010