сообщаем следующее: Банковская гарантия, должна быть выдана банком, включенным в перечень кредитных организаций, отвечающих установленным требованиям для признания банковских гарантий в налоговом учете (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ).
Актуальный перечень банков см. на сайте Минфина России по адресу
http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700.
Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, также должна быть внесена в реестр банковских гарантий (ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Такой реестр появится только после вступления Закона № 44-ФЗ в силу. Закон № 94-ФЗ норм о создании и ведении подобного реестра не содержит.
Обратите внимание, гарантии могут выдавать банки собственные средства (капитал) которых не менее 1 миллиарда рублей (это не то же самое, что уставный капитал).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух VIP-версия».
1. Статья:Принят новый закон о контрактной системе
Недостатки действующей системы
Новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) призван устранить недостатки существующей системы государственных и муниципальных закупок.
Данные недочеты выявлены в процессе применения действующего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ). В нем основное внимание уделено процедуре заключения контракта без учета таких важных направлений, как его планирование и контроль исполнения.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, был обнаружен и такой существенный недостаток, как закрепление цены в качестве основы системы закупок в ущерб качеству поставляемой продукции.
Новая специфика
Рассмотрим основные особенности закона о контрактной системе, который организациям предстоит применять уже в будущем году.
Закон 44-ФЗ вводит правовое регулирование закупок начиная от их планирования и завершая такими аспектами, как мониторинг, аудит, контроль. Мониторинг представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Они проводятся на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о проведении закупок (ч. 1 ст. 97 Закона № 44ФЗ). Аудит будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В систему контролирующих инстанций включено Федеральное казначейство и органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. В отличие от Закона № 94-ФЗ, который регулировал лишь процедуру проведения закупок, контрактная система в соответствии с Законом № 44-ФЗ призвана сделать прозрачными планы государственных и муниципальных структур и ввести ответственность за результаты закупок.
Согласно статье 6 Закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок и единства контрольной системы. Каждый из названных принципов находит свое раскрытие в отдельных статьях Закона № 44-ФЗ. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона 44-ФЗ). Открытость всех закупочных процессов должна обеспечить единая информационная система. В нее входят, в частности, планы закупок, информация об их реализации, реестр контрактов, заключенных заказчиками, список недобросовестных поставщиков (ч. 3 ст. 4 Закона 44-ФЗ). Предполагается, что открытыми должны стать все стадии закупочных отношений: от планирования деятельности и определения максимальной цены каждой закупки до исполнения заключенного по результатам размещения заказа контракта. Открытость позволит оперативно отслеживать нарушения и ошибки, допущенные в ходе закупочного процесса, а конкуренция между поставщиками обеспечивает возможность закупить лучшую продукцию по минимальной цене.
Частью 1 статьи 24 Закона 44-ФЗ определено, что заказчики применяют конкурентные способы определения поставщиков. Для этого их возможности существенно расширены в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона №44-ФЗ, которая предусматривает различные способы размещения заказа. Под конкурсом в новом законе понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Такое же определение дано и в действующем законе (ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). Однако в нем назван только открытый и закрытый конкурсы (ч. 2 ст. 20 Закона № 94-ФЗ), в то время как в новом законе проведена существенная детализация. Так, еще одним вариантом закупок становится конкурс с ограниченным участием. Он проводится в случае, когда товары в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков или в случае, когда проводятся работы по сохранению объектов культурного наследия. Новым законом вводится и такой способ проведения закупок, как двухэтапный конкурс, особенность которого состоит в том, что в ходе его проведения заказчик может изменить объект закупки или критерии оценки заявок. На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). При этом они имеют право не представлять обеспечение заявки на этой стадии конкурса. После ее завершения заказчик может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок. На втором этапе участники вправе представить окончательные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта.
Детализация, примененная к открытому конкурсу, в соответствии с новым законом проводится и в тех случаях, когда информация о закупке сообщается ограниченному кругу лиц, то есть имеет место закрытый конкурс.
По новому закону он может проходить либо в электронном виде, либо быть закрытым. Проведение открытых аукционов не в электронной форме применяться не будет. Определено, что электронный аукцион будет необходимо проводить при закупке товаров, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ, либо в дополнительный список, установленный высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). В то же время товары, не входящие в этот перечень, заказчик также сможет закупать путем проведения электронного аукциона.
Напомним, что, согласно действующему закону, если торги не проводятся, то помимо размещения заказа у единственного поставщика предусмотрен вариант, при котором контракт заключается путем запроса котировок, то есть сообщения информации о потребностях в товарах неограниченному кругу лиц. В новом законе дополнительно вводится также и такой способ закупки, как запрос предложений. При запросе котировок победителем признается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ), при запросе предложений – участник, представивший окончательное предложение, наилучшим образом отвечающее потребностям заказчика (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
В новом законе требование к обеспечению заявок станет обязанностью, а не правом заказчика (ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Допустимы два способа: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии. При этом обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона № 44ФЗ).
При других способах закупки участники смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии, выданной кредитным учреждением, которое должно быть включено в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для признания банковских гарантий в налоговом учете (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ). Причем в отличие от старого закона определяются подробные требования к содержанию банковской гарантии, а также условия ее приема заказчиком (ст. 45 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, устанавливается, что она должна быть внесена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ч. 8 ст. 45 Закона №44-ФЗ).
В новом законе закреплена также обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки.
В статье 22 Закона № 44-ФЗ представлены пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта:
- сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
При этом метод сопоставимых рыночных цен определен в качестве основного. Он заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам, а при их отсутствии – на основании данных о рыночных ценах однородных товаров.
Не оставлены без внимания и особенности заключения ряда контрактов (гл. 7 Закона № 44-ФЗ). К ним относятся энергосервисные (ст. 108 Закона 44-ФЗ); на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем (ст. 109 Закона 44-ФЗ); на закупку товаров, включаемых в государственный оборонный заказ, и материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв (ст. 110 Закона 44ФЗ). Отметим, что в соответствии с частью 1 статьи 110 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые включаются в государственный оборонный заказ. При их закупках поставщики не вправе отказаться от заключения контракта. Правительство РФ также определяет особенности проводимой по его решению конкретной закупки, в том числе устанавливает способ определения поставщика (ч. 1 ст. 111 Закона 44-ФЗ).
Журнал «Учет в торговле» № 6, Июнь 2013
2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая
Статья 74.1. Банковская гарантия
3. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
4. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая
Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
4. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) подпункт утратил силу с 1 января 2012 года - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 245-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
5) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
5. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, данные сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
6. Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:
1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;
3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176_1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 43 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
9. В реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:
1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
3) денежная сумма, подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
4) срок действия банковской гарантии;
5) копия заключенного договора банковской гарантии;
6) иные информация и документы.
10. Указанные в части 9 настоящей статьи информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.
11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
5. Статья: Новый закон о контрактной системе. Что принципиально поменяется в работе с госзаказчиками
Юлия Тормагова, руководитель Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX
Весной этого года был принят Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ). Новый закон полностью заменит Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ), который с 2014 года перестанет действовать. Таким образом, уже с 01.01.14 работа с госзакупками кардинально изменится. Правда, не все положения закона № 44-ФЗ вступят в силу сразу. В полном объеме он заработает только к 2017 году. Но если компания постоянно работает с госзаказом, то подготовиться к новым правилам нужно уже сейчас. Ведь изменится не только сама процедура госзакупок, но и требования к компаниям – участникам закупок.
Единая информационная система госзакупок
Закон № 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы, обобщающей всю публичную информацию о госзакупках (п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). По сути, речь идет о создании единой системы, включающей интернет-портал, аналогичный существующему сейчас сайту госзакупок www.zakupki.gov.ru. На нем будут опубликованы в открытом доступе планы закупок, планы-графики, информация о реализации этих планов, об исполнении контрактов, библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов, результаты мониторинга закупок, аудита, а также контроля в сфере закупок, отчеты заказчиков, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другая информация. Также будут размещены все реестры: реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), реестр банковских гарантий, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний (ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). Порядок функционирования и требования к единой информационной системе в дальнейшем разработает Правительство РФ (ч. 2 ст. 4 закона № 44-ФЗ). До этого момента вся обязательная информация будет, как и прежде, размещаться на сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (ч. 5 ст. 112 закона № 44-ФЗ).
При этом закон № 44-ФЗ прямо относит к сфере госзаказа не только поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и приобретение недвижимого имущества или аренду имущества. Напомним, сейчас в законе № 94-ФЗ вопрос о заключении госконтрактов на приобретение и аренду недвижимости не урегулирован, поэтому суды считают, что эти сделки не подпадают под его действие (постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.12 № 5128/12).
Планирование госзакупок
Положения о планировании госзакупок вступят в силу только с 1 января 2015 года. А правило о том, что не могут быть осуществлены закупки, не предусмотренные планами-графиками, начнет применяться только с 2016 года (ч. 2, 3 ст. 114 закона № 44-ФЗ).
Новый закон более подробно регулирует этап планирования закупок. Сейчас в действующем законе № 94-ФЗ содержится обязанность госзаказчиков составлять только планы-графики на каждый год (ч. 5.1 ст. 16 закона № 94-ФЗ). Но в законе № 44-ФЗ предусмотрено два этапа планирования: утверждение заказчиком не только планов-графиков, но и планов закупок (ст. 16 закона № 44-ФЗ). Планы закупок должны быть утверждены на срок действия соответствующего закона о бюджете. Сейчас, согласно Федеральному закону от 03.12.12 № 216ФЗ, бюджет утвержден на 2013–2015 годы. То есть если бюджет по-прежнему будут утверждать на три года, то и планы закупок госзаказчики будут составлять на трехлетний период. А уже на основании этих планов закупок должны быть сформированы планы-графики – как и раньше, на каждый год (ч. 4 ст. 17, ч. 10 ст. 21 закона № 44ФЗ). Оба документа являются публичными, поэтому заказчик обязан размещать их в единой информационной системе в общем доступе (ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). Компаниям это нововведение пойдет только на пользу: планирование закупок позволит узнать заранее, какие товары и в каком объеме будут закупаться в плановый трехлетний период. Это даст возможность развивать производство в определенном направлении и рассчитывать на конкретный рынок сбыта.
Обоснование закупок. На этапе планирования закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать закупки. Так, в плане закупок должно быть обосновано, как объект закупки послужит достижению поставленных целей закупок и насколько он соответствует требованиям к закупаемым товарам (услугам, работам) и нормативным затратам на обеспечение функций госзаказчиков. А в плане-графике должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта (или цена контракта с единственным поставщиком) и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включая требования к участникам. Это предусмотрено в частях 2, 3 статьи 18 закона № 44-ФЗ. Более подробный порядок обоснования и его форма еще будут утверждены Правительством РФ (ч. 7 ст. 18 закона № 44ФЗ). Причем обоснованность осуществления закупок будут проверять различные органы в рамках мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 18 закона № 44-ФЗ). Мониторинг будет осуществлять Минэкономразвития России, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, местная администрация (ч. 10 ст. 97 закона № 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728). Аудит будет в ведении Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ или муниципальных образований (ч. 2 ст. 98 закона № 44-ФЗ). А контролировать закупки будут ФАС России, Казначейство РФ и другие органы (ст. 99 закона № 44-ФЗ).
Если закупка будет признана необоснованной, то пострадает не только госзаказчик, который будет привлечен к административной ответственности и получит предписание об устранении нарушения, но и участник закупки – он лишится заказа, на который претендовал (ч. 6 ст. 18 закона № 44-ФЗ).
Нормирование закупок. Еще одно нововведение закона № 44-ФЗ, связанное с планированием закупок, касается их нормирования. Цель – соблюдение баланса цены и качества продукции при расходовании бюджетных средств, а также исключение из сферы закупок предметов роскоши.
Нормирование будет регулироваться целым пластом нормативно-правовых актов. Во-первых, Правительство РФ должно установить общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены) и нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков (ч. 3 ст. 19 закона № 44-ФЗ).
Во-вторых, на основании этих общих требований Правительство РФ, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации утвердят более подробные требования о нормировании (ч. 4 ст. 19 закона № 44-ФЗ). Отдельные требования также смогут установить государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», муниципальные органы – эти требования будут касаться товаров, закупаемых ими или подведомственными им организациями (ч. 5 ст. 19 закона № 44-ФЗ).
Общественное обсуждение. Для отдельных случаев закон № 44-ФЗ предусматривает еще один особенный, обязательный этап планирования закупок. В случаях, которые будут предусмотрены Правительством РФ, а также законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, будут проводиться публичные обсуждения закупок. По результатам таких обсуждений планы закупки, планы-графики или закупочная документация могут быть изменены либо закупка вовсе будет отменена (ст. 20 закона № 44-ФЗ). Правда, эти положения об общественном обсуждении вступят в силу только с 2016 года (ч. 3 ст. 116 закона № 44-ФЗ).
Участие в госзакупках
Сама процедура участия в закупках в целом будет выглядеть, как и сейчас. Изменения в основном направлены на исключение участия недобросовестных поставщиков.
Способы осуществления закупки. В законе № 44-ФЗ расширено количество способов размещения заказа. По-прежнему предусмотрены открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, размещение у единственного поставщика. Наряду с ними предусмотрены новые способы – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений (ст. 24 закона № 44-ФЗ). Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников.
Требования к участникам закупок. Статьей 31 закона № 44-ФЗ установлены общие требования к участникам закупки. В целом они схожи с требованиями, предъявляемыми действующим законом № 94-ФЗ, однако введены и некоторые изменения. Например, новым является требование об отсутствии у руководителя компании – участника закупки судимости за совершение экономических преступлений. Также компании не смогут участвовать в закупках не только если они сами были включены в реестр недобросовестных поставщиков, но также если в этот реестр включена информация об их учредителях, членах коллегиального исполнительного органа и единоличном исполнительном органе. А это грозит тем, что участники компании, которая попала в реестр недобросовестных поставщиков, уже не смогут, как раньше, зарегистрировать на себя новую компанию и снова участвовать в госзакупках. Кроме того, дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг может установить Правительство РФ. В частности, могут быть установлены требования к опыту работы в определенной сфере или к наличию определенного количества работников нужной квалификации.
Обеспечение исполнения контракта. Закон № 44-ФЗ ввел так называемые антидемпинговые меры, которые призваны защитить госзаказчиков от некачественного исполнения контрактов по специально заниженным ценам. Речь идет о повышенном обеспечении контракта в отношении участников конкурсов и аукционов (ст. 37 закона № 44-ФЗ). Так, если цена контракта составляет менее 15 млн рублей и участником закупки предложена цена на 25 процентов ниже начальной, такой участник обязан либо предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза больше установленного, либо доказать свою добросовестность. Подтвердить добросовестность поможет информация из реестра контрактов, если в ней будет указано, что компания за период не менее одного года исполнила три госконтракта (и все они были исполнены без неустоек) либо четыре контракта и более (при этом не менее чем 75 процентов контрактов должно быть исполнено без неустоек). Причем цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в этот раз (ч. 2, 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
Если же при аналогичных обстоятельствах цена госконтракта превышает 15 млн рублей, то участник закупки обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта без каких-либо альтернатив (ч. 1 ст. 37 закона № 44-ФЗ).
В реестр недобросовестных поставщиков будут включаться сведения не только о компании – недобросовестном поставщике, но и фамилии, имена, отчества всех ее учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа (ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Меняется также порядок обеспечения исполнения госконтрактов. В отличие от закона № 94-ФЗ требование об обеспечении исполнения контракта теперь обязательно должно содержаться в закупочной документации (в извещении о закупке и в документации о закупке) при любом способе закупки. Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, где установление обеспечения является только правом заказчика, но не обязанностью (ч. 1, 2 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
Раскрытие информации. В контракте должна быть установлена новая обязанность участника закупки – раскрыть информацию о выгодоприобретателях и органах управления компании (как единоличных, так и коллегиальных). Это касается случая, когда начальная цена закупки превышает порог, определенный Правительством РФ: 1 млрд рублей для федеральных закупок и 100 млн рублей для закупок субъектов РФ, а также муниципальных образований (постановление Правительства РФ от 04.09.13 № 775). За непредоставление такой информации в срок контракт должен предусматривать ответственность в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка от цены контракта за каждый день просрочки раскрытия информации (ч. 19, 20 ст. 34 закона № 44-ФЗ). При этом под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале общества (ч. 19 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Если на основании предоставленной информации будет выявлено, что какое-либо из этих лиц (выгодоприобретателей или директоров компании) состоит в родственных связях с представителями заказчика (с руководителем, членом комиссии, контрактным управляющим) и имеет личную заинтересованность в реализации контракта, то такой контракт может быть признан недействительным в судебном порядке (ч. 22 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Такой иск может подать в том числе контрольный орган в сфере закупок. При этом личную заинтересованность закон № 44-ФЗ определяет как возможность получения должностными лицами заказчика доходов или иной выгоды для себя или третьих лиц. Данное положение направлено на минимизацию коррупционной составляющей при проведении закупок.
Также если начальная цена закупки превысит порог, установленный постановлением Правительства РФ от 04.09.13 № 775, участник закупок обязан будет предоставить информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках, заключивших с ним договор (или договоры), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта (ч. 23, 24 ст. 34 закона № 44ФЗ). За неисполнение этой обязанности госконтракт должен предусматривать неустойку. Кроме того, непредоставление любых обязательных сведений повлечет за собой размещение информации об этом в единой информационной системе, что может впоследствии негативно отразиться на репутации участника закупки (ч. 21, 25 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Журнал «Юрист компании» № 10, Октябрь 2013