Уважаемая Марианна Александровна!
В ответ на Ваш вопрос от 20.03.2013г.
сообщаем следующее: В данном случае для организаций правильнее отражать данную операцию как отступное. Порядок документального оформления поступления товаров приведен в рекомендации. В бухгалтерском учете нужно сделать проводку, аналогичную приведенной в статье Дебет 41 Кредит 62 (76) – получен товар в счет оплаты по договору.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация:Как оформить и отразить новацию в бухучете
Организация может погасить свою задолженность перед контрагентом путем ее новации. При этом первичное обязательство будет прекращено путем его замены на новое. Стороны договора остаются теми же.
Признаки новации
- иной предмет договора. Например, когда вместо выполнения оплаченных контрагентом работ организация берет на себя обязанность по возврату вновь оформленного займа;
- способ исполнения. Например, когда вместо оплаты приобретенного товара организация делает встречную поставку других товаров.
Если изменения касаются только других условий договора (в частности, сроков и порядка расчетов), такое соглашение не признается новацией. Например, предоставленная контрагентом отсрочка по оплате договора не касается ни предмета договора, ни способа его исполнения. Она изменяет сроки расчетов. Таким образом, первичное обязательство не прекращается и новации не 4происходит.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 414 Гражданского кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Внимание:
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Статья: Если долг погашается отступным...
Отступное
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации более уместен вариант заключения соглашения об отступном.
Поэтому отступное вполне допустимо в виде оказания услуги по проведению ремонтных работ в помещениях колледжа.
Таким образом, если по каким-либо причинам арендатор не выполнит ремонт, у частного колледжа сохранится право требовать оплату аренды со всеми вытекающими последствиями (пени, неустойка).
Обратите внимание: в случае заключения соглашения об отступном колледж не вправе требовать исполнения первоначального обязательства до истечения установленного сторонами срока предоставления отступного.
Отражение отступного в учете
Выполненный ремонт помещений колледж принимает к бухучету как расходы по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), как затраты, связанные с содержанием помещений, которые используются при оказании образовательных услуг. Поэтому их относят на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Стоимость работ в рассматриваемой ситуации представляет собой сумму погашаемого обязательства арендатора.
Для арендатора выполнение ремонтных работ по соглашению о предоставлении отступного будет обычной реализацией, облагаемой НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Поэтому он должен выставить колледжу счет-фактуру на соответствующую сумму. А колледж может принять ее к вычету. Конечно, в том случае, если эти работы выполнены для деятельности, облагаемой НДС.
При исчислении налога на прибыль колледж сможет учесть стоимость ремонта в расходах на основании статьи 260 Налогового кодекса РФ. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически выполнены, а не тогда, когда подписано соглашение об отступном.
Пример 2
Воспользуемся условиями пример 1, дополнив их.
Допустим, колледж и арендатор 17 сентября 2009 года подписали соглашение об отступном. По этому соглашению организация выполняет оговоренный объем ремонтных работ, и задолженность по аренде в сумме 109 032 руб. (в том числе НДС – 16 632 руб.) погашается полностью. Предположим, что данные работы осуществлены для деятельности, облагаемой НДС. Акт приемки выполненных работ был подписан сторонами 30 сентября 2009 года. На эту дату бухгалтер колледжа должен сделать следующие проводки:
Дебет 19 Кредит 62 (76)
– 16 632 руб. – отражена сумма «входного» НДС;
Дебет 68 «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 16 632 руб. – принят к вычету НДС.
В. Ю. Осипян
аудитор
И. О. Чвыков
ведущий эксперт журнала «Учет в сфере образования»
Журнал «Учет в сфере образования», № 10, октябрь 2009
3. Рекомендация:В каком порядке оприходовать товары
Документальное оформление
- на складе организации-покупателя (если доставку организует продавец);
- в другом месте, предусмотренном договором (если доставку организует, в т. ч. частично, покупатель), например, на складе поставщика, в порту или на железнодорожной станции.
Доверенности по формам № М-2 или № М-2а можно выдавать только штатным сотрудникам. В доверенности должны быть заполнены все реквизиты, включая образец подписи сотрудника, на имя которого она выдана. Доверенности обычно выдают на срок не более 15 дней. Если товары поступают в плановом порядке, доверенность может быть выдана на месяц.
Такой порядок установлен разделом 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Если приемка производится не на складе организации-получателя, а у поставщика или в другом месте (например, на железнодорожной станции), то товар допускается принимать по количеству мест, весу или по количеству единиц, указанных на упаковке (таре). Принять товар таким образом можно, если он находится в целой упаковке (таре). Такие правила установлены пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
Если приемка производится без осмотра каждой единицы товара, об этом нужно сделать отметку на товаросопроводительном документе (накладной). Такие правила установлены пунктом 2.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
- товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т или транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (если товар доставляется автомобильным транспортом);
- железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О (если товар доставляется железнодорожным транспортом);
- коносамент;
- накладная на перевозку воздушным транспортом (авианакладная).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
21.03.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Ширинян Карине
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»
Гранаткин Сергей