Устав учреждения действует в части, которая не противоречит ГК РФ, до первого внесения изменений в устав (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).
Требование о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд не касается учреждений с единственным учредителем (пункт 16 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).
Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению учредителя (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Документы, которые перечислены в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ, подаются в территориальный орган Минюста РФ (пункт 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ; пункт 35 Административного регламента предоставлению Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержден Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455).
Для государственной регистрации изменений в устав юридического лица подается заявление по форме Р13001 (пункт 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).
При приведении устава юридического лица в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ госпошлина не взимается (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.
«Учреждение
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:
- собственник закрепил за учреждением;
- учреждение приобрело по иным основаниям.
Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*:
- частное учреждение (учредитель – гражданин или юридическое лицо);
- государственное учреждение (учредитель – Российская Федерация или ее субъект);
- муниципальное учреждение (учредитель – муниципальное образование).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила*.
Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.
Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.
Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.
В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее*:
- такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ);
- это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ);
- порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ);
- такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
В каком порядке бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года
Оно отвечает всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, в том числе имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).
Исключение составляет:
- особо ценное движимое имущество, которое собственник этого имущества закрепил за бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества;
- недвижимое имущество, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В каком порядке автономное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года
Оно отвечает всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).
Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:
- собственник имущества закрепил за автономным учреждением или
- автономное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
В отношении частного учреждения Гражданский кодекс РФ установил следующие правила (ст. 123.23 ГК РФ)*:
- такое учреждение полностью или частично финансирует собственник его имущества;
- это учреждение можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд;
- учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность.».