Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием*.
Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы*, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:*
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
Размещение отходов
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:*
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.*
К отходам производства и потребления относятся:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались* (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются*. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.*
Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.* Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
К объектам размещения отходов установлены особые требования:*
- их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой* (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).
Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:*
3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность*. Например, приступить к их использованию.
Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.
При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он* (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Статья: Как вернуть ранее уплаченные платежи за загрязнение окружающей среды
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В связи с этим, по мнению Ростехнадзора, при наличии любого офисного мусора компании должны платить. И многие платили.
Однако Президиум ВАС РФ считает, что негативное воздействие происходит в связи с фактом размещения отходов – их хранением и захоронением (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). А на ведение такой деятельности требуется получение разрешений или проведение экспертизы. Кроме того, размещение отходов осуществляется в специально оборудованных местах.*
Таким образом, при возникновении офисного мусора налогоплательщик не занимается размещением отходов в смысле, содержащемся в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Соответственно, и платить за загрязнение окружающей среды не обязан. Практика показывает, что нижестоящие судебные инстанции активно используют позицию ВАС РФ при рассмотрении подобных споров (см., к примеру, постановления федеральных арбитражных судов* Поволжского от 18.10.12 № А49-10418/2011, Дальневосточного от 09.04.10 № Ф03-2194/2010 округов).
Источник: постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, федеральных арбитражных судов Поволжского от 18.10.12 № А49-10418/2011, Дальневосточного от 09.04.10 № Ф03-2194/2010 округов
САМЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ЕВГЕНИЙ ТИМИН
3.Статья: Продолжаем разговор про экологический сбор: кому, когда и как платить
Как быть, если у фирмы есть отходы производства либо просто бытовой мусор
— У нашей организации в процессе деятельности образуются хозяйственные отходы: мусор бытовых помещений, большой объем использованной бумаги и картона. На вывоз мусора мы заключили договор со специализированной организацией, он не предполагает передачу права собственности на отходы. Должна ли в этом случае наша организация, применяющая «упрощенку», платить экологический сбор за отходы и сдавать соответствующую отчетность?
— Нет, не должна. По вашему вопросу сформирована устойчивая арбитражная практика, которая говорит о том, что компаниям не нужно вносить экологический платеж за мусор.*
Дело в том, что согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить нужно за размещение отходов производства и потребления. А под размещением в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) понимается не складирование отходов в обычные мусорные баки, а их содержание в специальных объектах размещения отходов для последующего захоронения, обезвреживания или использования, например на полигонах*.
То есть чтобы возникла обязанность уплачивать экологический сбор за отходы, нужно заниматься их специализированным размещением в конкретно оборудованных местах. А на создание подобных мест прежде нужно получить соответствующее разрешение.*
Иначе можно сказать: «по основанию “размещение отходов производства и потребления” платить экологический сбор нужно тем фирмам, для которых это является видом деятельности». Всем же остальным хозяйствующим субъектам, выбрасывающим бытовой или канцелярский мусор, платить за загрязнение природы не нужно*. Вы сдаете мусор профильной организации, которая и будет осуществлять экологический платеж. На это, например, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08.
ЖУРНАЛ «УПРОЩЕНКА», № 11, НОЯБРЬ 2011
4. ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 12.02.2007 № 04-09/169
3. В отношении отходов, образованных арендатором, отмечаем, что для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов.
В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего*.
5. ПИСЬМО РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 04.06.2007 № 04-09/673
3. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Учет должен быть документально оформлен (документы бухгалтерского учета и журнал образования и движения отходов).*
6. Рекомендация: Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет
Внимание: невнесение (неполное внесение) в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа:*
- на должностных лиц – в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;
- на организацию – от 50 000 руб. до 100 000 руб. Такая ответственность предусмотрена статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Под должностными лицами понимаются руководитель и другие сотрудники, ответственные за неперечисление платы, а также предприниматели (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). При этом к административной ответственности могут привлечь как организацию, так и должностных лиц, по вине которых было совершено административное правонарушение* (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Если от имени организации плату за загрязнение окружающей среды перечисляет обособленное подразделение, ответственность за своевременность и полноту платежей несет головное отделение организации.
Контроль за соблюдением требований законодательства России в области охраны окружающей среды осуществляет Росприроднадзор (п. 5.1.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400). Поэтому если организация не перечислила (перечислила не в полном объеме) в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды, то постановление о штрафе выносят сотрудники именно этого ведомства.
О наличии административного правонарушения представители Росприроднадзора могут узнать*:
- в результате проверки представленных им расчетов платы и приложенных к нему документов;
- в результате выездных проверок по местонахождению организации;
- в результате поступления из правоохранительных органов (других государственных органов), от общественных объединений данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения;
- в результате сообщений организаций и граждан, а также сообщений в СМИ, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается установленный срок перечисления платежа* (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Например, если организация не перечислила плату за I квартал 2014 года, то оштрафовать ее могут в том случае, если постановление о наложении штрафа вынесено не позднее 20 апреля 2015 года.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня:*
- вступления постановления о штрафе в законную силу (если постановление о наложении административного штрафа не было обжаловано, оно вступает в силу через 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 31.1, 30.3КоАП РФ));
- истечения срока отсрочки (рассрочки), если она была предоставлена на основаниистатьи 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Об этом сказано в статье 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок влечет увеличение наложения штрафа в два раза либо административный арест на срок до пятнадцати суток (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
7. Статья: Рассчитываем экологический платеж за выбросы в атмосферу
Если организация не внесет в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, ее ждет наказание в виде штрафа: для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, для организации – от 50 000 до100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ). За непредставление расчета платы за НВОС наказание не предусмотрено*.
ЖУРНАЛ «ОХРАНА ТРУДА», № 9, СЕНТЯБРЬ 2014