Размер оплаты за услуги управления устанавливается по договоренности сторон договора, если стороны договора взаимозависимые лица, согласно налоговому законодательству, цена должна соответствовать рыночному уровню цен на аналогичные услуги.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья:Расходы на управление.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ:
«1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
[…] 18) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;».
Анализ динамики судебных споров по расходам на управление
Исследование показывает, что количество споров по управленческим расходам сошло на нет. По сравнению с 2007 годом доля кассационных решений, в которых содержится выражение «расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями», снизилась более чем в 12 раз — с 1,86 до 0,15%. При этом в качестве базы было использовано количество кассационных решений, которые относятся к тематике «Порядок определения расходов». Полные результаты анализа за последние девять лет представлены в гистограмме (рис. 13 ниже).
Рис. 13. Доля споров в ФАС всех округов по управленческим расходам
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Реальность передачи функций управления
Если организация передает функции управления сторонней компании, то в целях безопасности ей придется сократить собственный управленческий аппарат. В противном случае налоговые органы могут обвинить ее в том, что услуги управляющей компании являются фиктивными. В случае судебного спора факт отсутствия собственного управленческого аппарата будет доводом в пользу реальности услуг, который суды обычно принимают во внимание (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.11 № А78-5740/2010).
Если же у компании останется собственный управленческий аппарат, то его функции и функции управляющей компании должны быть четко разграничены. К примеру, в постановлении от 24.11.11 № А40-14610/11-91-67 ФАС Московского округа рассматривал обоснованность расходов на организацию собрания акционеров. Налоговые органы указывали, что согласно договору управления эта обязанность относится к компетенции управляющей компании и налогоплательщик не должен был нести дополнительных расходов. Однако организация смогла доказать, что исполнение обязанности управляющей компании выразилось в заключении ею от имени налогоплательщика договоров с контрагентами. Прочие организационные моменты (аренда помещения, размещение информации и т. д.) были возложены на совет директоров компании-налогоплательщика.
Запись в ЕГРЮЛ о том, что функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании, также свидетельствует в пользу реальности услуг управления (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.12 № А32-36378/2011).
Еще один аргумент в пользу обоснованности расходов на управление — рост прибыли компании-налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.11 № А53-1945/2011). Хотя и падение рентабельности не помешает признать расходы на управление обоснованными (постановление ФАС Центрального округа от 18.11.13 № А54-5233/2012).
Виды управленческих услуг
Помимо услуг по управлению организацией или ее подразделениями на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ, Минфин России не против учета расходов на издание или приобретение корпоративной газеты (письмо от 15.08.13 № 03-03-06/1/33241). Но только в том случае, если она распространяется на платной основе.
Стоимость управленческих услуг
Ввиду нематериальности управленческих услуг налоговые органы нередко пытаются заявить, что их цена серьезно завышена. К примеру, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.11 № А67-5355/2010 инспекторы считали:
«[…] Произвольное определение цены услуг по договору на передачу функций единоличного исполнительного органа, а также на невозможность определения стоимости услуг без экономического обоснования и привязки к конкретным статьям затрат…».
В этом деле речь шла о стоимости управленческих услуг в размере 5,75 млн. руб. в месяц. Однако ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод контролеров, поскольку инспекция не представила доказательств, что цена услуг отличается от уровня рыночных цен, а также доказательств того, что передача функций управления повлекла существенное увеличение расходов.
В другом деле вознаграждение управляющей компании составило 7,5 млн. руб. в квартал без учета НДС. И суд признал его обоснованным (постановление ФАС Центрального округа от 18.11.13 № А54-5233/2012).
Стоимость управленческих услуг может определяться и смешанным образом. К примеру, в деле, рассмотренном ФАС Уральского округа (постановление от 12.09.11 № Ф09-5627/11), она рассчитывалась как сумма двух величин:
- фиксированная часть — 162 000 руб. в месяц;
- доход, полученный управляемым обществом за вычетом обязательных платежей (налогов, сборов, иных затрат) от сделок, заключенных по инициативе управляющей компании по реализации продукции и товаров, не производимых управляемой организацией. *
27 расходов по налогу на прибыль: анализ разъяснений и судебной практики
2. Рекомендация:Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. *
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса