За непредставление аудиторского заключения организации в Росстат вероятнее всего привлечение по статье 19.7 КоАП РФ - за непредставление сведений (информации).
При этом ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ прямо указывает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Статья 13.19 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственность виновное должностное лицо, тогда как по статье 19.7 КоАП РФ привлекается юридическое лицо (т. е. за одно правонарушение могут быть привлечены разные субъекты правоотношений – юридическое лицо и, в некоторых случаях, должностное лицо).
При этом статья 8 Закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ обязывает респондентов предоставлять субъектам официального статистического учета не только первичные статистические данные, но и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. К указанному перечню можно отнести и аудиторское заключение.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист
Рекомендация: Кто, как и когда обязан представить бухгалтерскую отчетность
Куда сдавать
Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представить:
- в налоговую инспекцию;
- учредителям (участникам, акционерам);
- в территориальное статистическое управление.
Такой порядок следует из части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, организации-туроператоры, которые не публикуют свою отчетность по требованию законодательства, должны подавать копию годовой бухгалтерской отчетности еще и в Федеральное агентство по туризму. Такая обязанность установлена для них пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175. Это нужно сделать после сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175).
Промежуточную (месячную, квартальную) отчетность представляйте собственникам (учредителям, акционерам) по их требованию (ч. 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Сдавать такие отчеты в налоговую инспекцию не нужно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Рекомендация: Как сдать бухгалтерскую отчетность лично налоговому инспектору (в отделение Росстата)
Налогоплательщики обязаны сдавать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев по окончании года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). В налоговых инспекциях приемом отчетности занимаются отделы по работе с налогоплательщиками.
Порядок приема бухгалтерской отчетности инспекцией аналогичен порядку приема налоговой отчетности. Это было прямо установлено пунктом 161 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н (утратил силу).
Несмотря на то, что в действующем Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, данный пункт был исключен, порядок сдачи (приема) налоговых декларации (расчетов) можно применить и к бухгалтерской отчетности.
Сдача отчетности в Росстат
Организации представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации (ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок сдачи обязательного экземпляра отчетности утвержденприказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220.
При сдаче обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности лично в отделение Росстата днем его сдачи считается дата, указанная в отметке органа государственной статистики о его принятии (п. 5, 8 Порядка, утвержденного приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220).
Кодекс РФ об административных правонарушениях
«Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации -влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7_1,19.7_2, 19.7_2-1, 19.7_3, 19.7_5, 19.7_5-1, 19.7_5-2, 19.7_7, 19.7_8, 19.8, 19.8_3 настоящего Кодекса.
С 1 июля 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ в абзац первый настоящей статьи будут внесены изменения.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
«Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета
1. Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами".
Статья: Срок сдачи аудиторского заключения в Росстат продлен
Документ: Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 357-ФЗ.
Что изменилось в работе: Аудиторское заключение можно сдать в статистику не одновременно с годовой отчетностью, а позже.
Вступил в силу: 1 января 2014 года.
Законодатели внесли корректировки в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Обратить внимание на них стоит тем компаниям, которые проводят обязательный аудит.
Компании обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в инспекции. Это следует из Налогового кодекса (п. 1 ст. 23). А Закон о бухучете предусматривал, что такую отчетность нужно сдавать вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Теперь же эту оговорку убрали. И получилось, что у инспекторов нет законных оснований требовать аудиторское заключение. Согласно изменениям организации должны представлять его только в подразделения Росстата.
Важная деталь
Сдать аудиторское заключение в Росстат надо в течение 10 рабочих дней после того, как оно составлено.
Правда, как мы выяснили в Минфине России, эти поправки задумывались как технические. И корректировать состав документов, сдаваемых в налоговую инспекцию, чиновники не планировали. Поэтому, пока нет официальных разъяснений, безопаснее все-таки представить заключение аудиторов и в инспекцию.
Также изменился срок сдачи аудиторского заключения в статистику. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Но не позже 31 декабря (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Раньше сдавать аудиторское заключение нужно было вместе с годовой отчетностью не позднее 31 марта.
Еще в законе появился прямой запрет отражать в учете мнимые и притворные сделки. Но их нельзя было учитывать и раньше, иначе бухгалтерская отчетность являлась бы недостоверной. Если же компания отразит какую-то сделку в учете, а налоговики посчитают ее мнимой, то могут снять расходы и вычеты НДС.
Статья: Росстат предпишет компаниям сдавать аудиторские заключения
Росстат скорректирует порядок представления обязательного экземпляра бухотчетности в органы статистики (обнародован проект соответствующего приказа).
Организации сдают в органы статистики обязательный экземпляр годовой бухотчетности не позднее 31 марта. Порядок ее представления утвержденприказом Росстата от 29.12.12 № 670.Теперь в него планируется внести изменения в связи с вступившими в силу с 1 января 2014 года поправками (Федеральный закон от 21.12.13 № 357-ФЗ). Сейчас в Федеральном законе от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» четко прописано, что в случае, когда бухотчетность организации подлежит обязательном аудиту, вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в органы статистики нужно сдать аудиторское заключение. Заключение также можно представить не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения (при этом называется крайний срок — 31 декабря).
Заодно Росстат планирует уточнить состав годовой бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций. В него входит бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
Наталья Колосова,
эксперт.