Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Плюсы и минусы различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций
Форма некоммерческой организации | Плюсы | Минусы |
Учреждение |
1. Дополнительный контроль со стороны собственника (учреждение не может свободно распоряжаться переданным ему имуществом) (абз. 2 п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК РФ) 2. Отсутствие требований к количеству учредителей (учреждение могут создать один гражданин или одна организация, субъект РФ, государственное или муниципальное учреждение) (абз. 1 п. 2 ст. 120 ГК РФ)
3. Возможность преобразования (п. 2 ст. 17 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ): |
1. Целевой характер создания и деятельности (создается для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера) (абз. 1 п. 1 ст. 120 ГК РФ) 2. Дополнительная ответственность для собственников частных или бюджетных учреждений (собственник отвечает по долгам учреждения своим имуществом, учреждение отвечает по своим долгам только принадлежащими ему денежными средствами) (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ) |
2. Статья:Учреждения культуры как некоммерческие организации – особенности регулирования и налогообложения
Физические и юридические лица могут создавать некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
О правовых основах некоммерческих учреждений, а также о порядке создания некоммерческих учреждений культуры мы поговорим в нижеприведенном материале. Также кратко рассмотрим особенности учета и налогообложения деятельности некоммерческих учреждений культуры.
Для начала напомним, что учреждением культуры признаются российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры (статья 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»).
При этом учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Об этом сказано в пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Учреждение может быть создано, в частности, гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), на что указывает пункт 2 статьи 120 ГК РФ, а также пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).
Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме негосударственных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться Федеральным законом № 7-ФЗ.
Внимание: в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон 99-ФЗ), с 1 сентября 2014 года, все учреждения культуры должны выполнять требования данного закона. *
Вновь создаваемые, уже в момент регистрации, создаются исключительно в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции данного закона. Но при этом учредительные документы, а также наименования учреждений культуры, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с Законом 99-ФЗ только при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования учреждения культуры в связи с приведением его в соответствие с нормами Закона 99-ФЗ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких учреждений культуры до приведения их в соответствие с Закона 99-ФЗ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. С 1 сентября 2014 года к созданным до дня этой даты некоммерческим юридическим лицам применяются нормы Закона 99-ФЗ: к фондам проката – о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3); к общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям – об общественных организациях (статьи 123.4 – 123.7); к общественным и благотворительным фондам – о фондах (статьи 123.17 – 123.20); к государственным академиям наук – о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22); к общественным учреждениям – о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23). При этом перерегистрация учреждений культуры в связи с вступлением в силу Закона 99-ФЗ не требуется. Учреждение культуры, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию, такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Далее рассмотрим особенности правового регулирования некоммерческих организаций.
Итак, Федеральный закон № 7-ФЗ определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательно.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Вместе с тем, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (пункт 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ). *
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (пункт 1 статьи 13 Федерального закона № 7-ФЗ). Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем) (пункт 2 статьи 13 Федерального закона № 7-ФЗ).
Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются (статья 26 Федерального закона № 7-ФЗ):
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие не запрещенные законом поступления.
Особенностью деятельности некоммерческих учреждений культуры является то, что они ведут свою деятельность в рамках сметы доходов и расходов, составляемой ими ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, имеющихся в их распоряжении и поступивших денежных средств. При этом форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатывается учреждением культуры самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, а ее использование закрепляется в учетной политике.
В качестве источников финансирования некоммерческого учреждения культуры могут выступать:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие, не запрещенные законом поступления.
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. В.В. СЕМЕНИХИН
3. Статья:Образовательные учреждения могут оказывать гостиничные услуги
Суть спора
Колледж (бюджетное профессиональное образовательное учреждение) заключил со сторонней фирмой договор на оказание гостиничных услуг как исполнитель.
Заместитель прокурора посчитал, что договор является недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, и обратился в суд с иском к учреждению.
В обоснование иска было указано, что, согласно действующему законодательству, образовательное учреждение может вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и отвечает указанным целям. Оказание же гостиничных услуг не связано с учебным процессом.
Дело прошло несколько судебных инстанций.
Решение суда
Арбитры в итоге поддержали колледж. По их мнению, договор соответствует уставным целям деятельности учреждения, и вот почему.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества, а также распоряжается им с согласия его собственника.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии что такая деятельность соответствует этим целям и указана в его учредительных документах (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно уставу, данная организация является государственным бюджетным образовательным учреждением.
Пунктом 1.11 устава предусмотрено, что учреждение создано с целью подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
В силу пункта 1.27.8 устава учреждение вправе вести деятельность учебной гостиницы.
При этом доход от деятельности гостиницы реинвестируется на развитие и совершенствование учебного процесса, развитие и укрепление учебно-материальной базы, материальное стимулирование работников и обучающихся, их социальную поддержку, оплату коммунальных услуг, расходы на амортизацию оборудования, содержание и обслуживание помещений учреждения.
При таких обстоятельствах требования прокурора были отклонены.
Важно запомнить
По действующим правилам бюджетные учреждения и некоммерческие организации могут заниматься предпринимательством. Однако это не должно являться главной целью их функционирования. Такая деятельность ведется как дополнительная, обеспечивающая оказание услуг в рамках основной деятельности.
Журнал «Учет в сфере образования» № 8, Август 2014
4. Статья: 1.2.2. Учреждения
Правовое регулирование деятельности учреждений описано в статьях 123.21-123.23 ГК РФ.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. Учреждение приобретает право оперативного управления имуществом, закрепленным собственником за учреждением и приобретенным учреждением на иных основаниях. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (исключение: учреждения, созданные до 1 сентября 2014 г.).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Среди НКО распространены частные учреждения, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества и может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Некоммерческие организации: правовое регулирование,
бухгалтерский учет и налогообложение
27.01.2015г.
С уважением, Александр Родионов,
заместителем руководителя экспертной поддержки.