1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:
6. Повышающий коэффициент составляет 5,0
7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год.
Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора в одном экземпляре не позднее 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.*
Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения.* Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы*, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:*
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:*
- атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Ситуация: должна ли организация, имеющая автомобиль, перечислять плату за загрязнение окружающей среды*
Да, должна*.
За атмосферные выбросы передвижными объектами с организаций взимается плата* (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами установлен для следующих видов топлива:*
- бензин неэтилированный;
- дизельное топливо;
- керосин;
- сжатый природный или сжиженный газ.
Об этом говорится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Поэтому, если у организации в собственности (аренде, лизинге) есть автомобиль, работающий на одном из перечисленных выше видов топлива, она должна вносить плату за загрязнение воздуха.*
Кроме того, существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе обслуживания автомобиля образуются отходы (такие как отработанные покрышки, аккумуляторы, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т. п.). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды
Показатели для расчета
Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:*
1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:
– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);
– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит выброс. Значения коэффициентов приведены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;
– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1,0. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2,0 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он будет равен 1,0 (письмо Ростехнадзора от 31 августа 2006 г. № 04-10/609);
– коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году. Он устанавливается ежегодно в соответствии с законом о бюджете на текущий год.
5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:
- в пределах утвержденных нормативов;
- в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
- сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).
6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год.
Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте отдельно по каждому виду загрязняющих веществ.*
Расчет платы
Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:*
Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:*
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле.*
Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.*
Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.*
Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды из-за сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148.
Срок уплаты
Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом* (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
3. Рекомендация: Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды
Куда сдавать расчет
Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов). Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).*
Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на организацию, то можно сдать один расчет в службу Росприроднадзора по местонахождению организации*.
Такой порядок следует из положений пунктов 2, 4, 5 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Срок сдачи расчета
Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом* (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).
Как сдать расчет
Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:*
- либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
- либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).
Требовать от организаций обязательной подачи расчетов в электронном виде территориальные подразделения Росприроднадзора могут только в тех случаях, если сумма платы за отчетный период больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей. В любом случае если сдать расчет в электронном виде, дублировать его на бумажном носителе не нужно.*
Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.
Оформление расчета
Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:*
- титульный лист;
- расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
- раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
- раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
- раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
- раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду* (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).
Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды*
Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.
Таким образом, организация является плательщиком платы:
- за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
- за размещение отходов производства и потребления.
В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:
- титульный лист;
- расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
- раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
- раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.
Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.
Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа. Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа, справа налево. В остальных ячейках нули не указывайте. В каждой строке и соответствующей ей графе указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке соответствующей графы ставится прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.
Если в расчете допущена ошибка, то для ее исправления нужно зачеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить его подписью (п. 16 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).
Каждая страница расчета должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) представителями организации. Расчет вправе подписывать:
- руководитель и главный бухгалтер организации;
- руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
- другие уполномоченные лица по доверенности.
Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.
Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга