: В целях взыскания налога значение имеет не факт наличия или отсутствия у организации свидетельства о праве собственности, а факт наличия или отсутствия в ЕГРП записи о праве собственности на землю. Свидетельство как обычный документ на бумаге можно потерять, но запись в ЕГРП останется и будет свидетельствовать о наличии/отсутствии прав на участок. В этой ситуации организации нужно доказывать тот факт, что земля ей не принадлежит. В данном случае нужно получить выписку из ЕГРП о наличии/отсутствии прав на спорный объект.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.
Рекомендация: На что покупателю обратить внимание при заключении договора купли-продажи недвижимости
Проверка самого объекта недвижимого имущества
Чтобы исключить риски, связанные с самим приобретаемым объектом, юристу нужно запросить выписку из ЕГРП, проверить правоустанавливающие документы, а также проверить, не ведется ли судебный спор в отношении этого объекта.
1. Выписка из ЕГРП.
Первое, что необходимо сделать, начиная проверку приобретаемого объекта недвижимости, – получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) о правах на приобретаемый объект. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном Минэкономразвития России. Выдачей выписок из ЕГРП занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своих территориальных органов (далее – Росреестр). На официальном сайте Росреестра можно найти адреса, телефоны, сайты территориальных органов (подробнее см. Как найти информацию на сайте Росреестра).
Сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом). Действует правило открытости сведений о государственной регистрации прав. Росреестр обязан предоставить выписку из ЕГРП любому лицу, обратившемуся по запросу, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, путем обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП* (абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации).
Однако есть информация ограниченного доступа, которая может быть предоставлена только кругу лиц, определенномупунктом 3 статьи 7 Закона о государственной регистрации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Максимальный срок выдачи выписки из ЕГРП составляет не более чем пять рабочих дней со дня получения Росреестром соответствующего запроса (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона о государственной регистрации).
За предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, взимается плата.* Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы» установлены:
- размеры платы;
- порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений из ЕГРП.
Официальная информация о порядке выдачи сведений о зарегистрированных правах приведена на сайте Росреестра. Тут же можно получить:
- бланк заявления о предоставлении сведений из ЕГРП;
- бланк квитанции об оплате за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.*
Внимание! Без предварительного получения выписки из ЕГРП покупатель рискует приобрести объект, который, например, является объектом аренды или ипотеки. Данные обременения сохраняются и при переходе прав на недвижимое имущество. Если же недвижимость находится под арестом, регистрационный орган вовсе не зарегистрирует переход права собственности.
Важность получения выписки из ЕГРП состоит в следующем:
- выписка позволит выяснить, кому принадлежит на праве собственности интересующий объект недвижимости;
- получение выписки из ЕГРП будет свидетельствовать, что будущий собственник (добросовестный приобретатель) предпринял надлежащие действия для законного приобретения имущества (ст. 302 ГК РФ).
В выписке из ЕГРП будет отражена информация об обременении имущества. Например, в выписке ЕГРП будет отражено, имеется ли арест на объект имущества, находится ли имущество в залоге, наложен ли сервитут на земельный участок и иные ограничения (обременения).
Кроме того, дополнительно, когда речь идет о земельном участке, важно удостовериться, не ограничен ли он публичным сервитутом. Подобная информация запрашивается в местных органах власти по местонахождению земельного участка.
См. также Как собрать пакет документов для регистрации сделки с недвижимым имуществом, Как получить информацию у Росреестра, Запрос о предоставлении сведений из ЕГРП.
Галина Богдановская
кандидат юридических наук, судья Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Юлия Копеева
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Владимир Ланда
кандидат юридических наук, советник Правового управления правительства г. Москвы