Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ
Номер документа: | 69-ФЗ |
Дата редакции: | 11 июня 2021 |
Дата принятия: | 21 декабря 1994 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 35, 2003 год |
Публикация: | Российская газета N 3, 05.01.95 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 26.12.94, ст.3649 |
Редакции
- 17.04.2024
- 01.01.2024
- 25.12.2023
- 19.10.2023
- 10.07.2023
- 09.01.2023
- 01.01.2023
- 28.12.2022
- 13.10.2022
- 25.07.2022
- 27.04.2022
- 12.04.2022
- 01.01.2022
- 30.12.2021
- 09.12.2021
- 01.07.2021
- 11.06.2021
- 02.01.2021
- 08.01.2020
- 06.08.2019
- 11.11.2018
- 30.07.2018
- 10.08.2017
- 01.07.2017
- 09.06.2017
- 04.07.2016
- 01.07.2016
- 23.05.2016
- 10.01.2016
- 09.12.2015
- 24.07.2015
- 30.06.2015
- 13.05.2015
- 20.03.2015
- 11.01.2015
- 12.03.2014
- 01.09.2013
- 12.08.2013
- 01.01.2013
- 01.01.2012
- 12.12.2011
- 21.10.2011
- 01.08.2011
- 22.07.2011
- 31.12.2010
- 30.09.2010
- 06.08.2010
- 01.01.2010
- 08.12.2009
- 11.11.2009
- 02.08.2009
- 01.01.2009
- 01.01.2008
- 24.10.2007
- 01.01.2007
- 08.12.2006
- 01.01.2006
- 12.08.2005
- 01.04.2005
- 01.01.2005
- 01.07.2004
- 24.05.2004
- 15.01.2003
- 30.07.2002
- 01.07.2002
- 01.01.2002
- 09.11.2000
- 27.01.1998
- 31.08.1995
- 05.01.1995
Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, утратил силу с 1 июля 2021 года - Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ - см. предыдущую редакцию;ведомственный пожарный контроль - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров
(Абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 118-ФЗ)
противопожарная пропаганда - информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ)
заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) - заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима;
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ)
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ в абзац двенадцатый части третьей статьи 3 будут внесены изменения.
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия)
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ в абзац тринадцатый части третьей статьи 3 будут внесены изменения.
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима;организация и осуществление профилактики пожаров.
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:государственная противопожарная служба;муниципальная пожарная охрана;ведомственная пожарная охрана;частная пожарная охрана;добровольная пожарная охрана.Основными задачами пожарной охраны являются:организация и осуществление профилактики пожаров;спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи
(Часть дополнительно включена с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 37-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется: органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;
на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
Координацию деятельности органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.
Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.
В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Должностные лица уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 6.1. Права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении сообщений по фактам пожаров
Должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами, вправе:
вызывать при осуществлении мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, а также об административных правонарушениях, связанных с пожарами, в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности;
запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от организаций, в том числе медицинских, граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения, объяснения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, погибших в результате происшествий, связанных с пожарами, и (или) поступивших в медицинские учреждения с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате происшествий, связанных с пожарами, за исключением случаев, если федеральным законом установлен специальный порядок получения такой информации;
вызывать граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами;
требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром, если это необходимо для документирования обстоятельств происшествия, преступления, административного правонарушения, сохранения следов происшествия, преступления, административного правонарушения, а также в целях обеспечения безопасности граждан.
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ)
Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы
С 1 января 2013 года настоящая статья не применяется в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - см. пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3000000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Убытки, причиненные сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности
Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть дополнительно включена с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны
Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)
Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 345-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу
создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года № 247-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ часть первая статьи 16 будет дополнена абзацем.
В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральные органы государственной власти в области пожарной безопасности вправе устанавливать особенности применения отдельных требований пожарной безопасности либо утверждать отдельные своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, и правила пожарной безопасности (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ)
(Часть дополнительно включена со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
Статья 16.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 233-ФЗ)
Статья 17. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ)
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ в статью 19 будут внесены изменения.
Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 160-ФЗ)
(Часть дополнительно включена с 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ)
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений
Статья 22. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 августа 2013 года Федеральным законом от 11 февраля 2013 года № 9-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 22.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.Лица, осуществляющие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, муниципальных, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
(Статья дополнительно включена с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ)
Статья утратила силу с 8 февраля 2006 года - Федеральный закон от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе
(Часть дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ)
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ статья 24 будет изложена в новой редакции.
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 168-ФЗ настоящий документ будет дополнен статьями 24.1 - 24.3.
Статья 25. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 26. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности
В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий. Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 272-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
(Часть дополнительно включена с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 487-ФЗ)
Положения части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2022 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 487-ФЗ.
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья утратила силу с 1 января 2002 года - Федеральный закон от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 31. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научные и образовательные организации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 33. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности
Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.Граждане обязаны:соблюдать требования пожарной безопасности;иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 100-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 35. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Руководители организации имеют право
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;содействовать деятельности добровольных пожарных;обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
(Абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:собственники имущества;руководители федеральных органов исполнительной власти;руководители органов местного самоуправления;лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;должностные лица в пределах их компетенции.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 39. Административная ответственность руководителей организаций
Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 42. Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона
Статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию