Российская организация при приобретении услуг будет являться налоговым агентом по НДС, она должна перечислить налог в бюджет, выставить счет-фактуру - порядок приведен в рекомендации № 2. Также организация вправе принять к вычету удержанный НДС – порядок получения вычета приведен в рекомендации № 4.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
2. Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Налоговая база
Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.
Налоговую базу определяйте с учетом НДС:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при приобретении имущества или имущественных прав должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). При этом, согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ и контролирующих ведомств, покупатели имущества могут не исполнять обязанности налогового агента. Платить НДС в такой ситуации должны продавцы.
Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):
- при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Налоговая ставка
Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).
Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:
- если налоговая база включает в себя НДС;
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.
Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).
НДС по услугам иностранных организаций
Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены
Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.*
В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 5, 6 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).
Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303, от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.
Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.
Пример расчета НДС при приобретении услуг у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Оплата за услуги перечислена после того, как подписан акт приема-передачи оказанных услуг. Курс иностранной валюты на дату оплаты услуг вырос. Организация применяет общую систему налогообложения
ЗАО «Альфа» (заказчик) заключила с украинской организацией ООО «Юристы Украины» (исполнитель) договор на оказание юридических услуг, которые необходимы для производственной деятельности, облагаемой НДС.
Стоимость услуг по договору составляет 11 800 долл. США. Украинская организация не состоит в России на налоговом учете. Местом реализации юридических услуг является Россия (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, их стоимость облагается НДС.
Услуги были оказаны в период с 26 по 28 января. 28 января сторонами был подписан акт приема-передачи оказанных услуг. 31 января бухгалтер «Альфы» перечислил украинской организации оплату за услуги.
Сумма НДС, которую «Альфа» должна удержать из доходов украинской организации как налоговый агент, составляет 1800 долл. США (11 800 USD ? 18/118).
На дату принятия на учет услуг (т. е. на 28 января) курс доллара США (условно) составил 30,30 руб. за доллар. В этот день бухгалтер сделал такие проводки:
Дебет 26 Кредит 60
– 303 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,30 руб./USD) – отражены затраты по оказанным юридическим услугам (на основании акта приема-передачи);
Дебет 19 Кредит 60
– 54 540 руб. (1800 USD ? 30,30 руб./USD) – учтен НДС со стоимости услуг, подлежащий удержанию при выплате дохода украинской организации.
На дату оплаты услуг (т. е. на 31 января) курс доллара США (условно) составил 30,40 руб. за доллар. В этот день «Альфа» перечислила:
- оплату за услуги украинской организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
- сумму удержанного НДС в федеральный бюджет – 54 720 руб. (30,40 руб./USD ? 1800 USD).
Так как на дату оплаты услуг официальный курс доллара США вырос, бухгалтер скорректировал сумму, отраженную на счете 19.
31 января бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:
Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 720 руб. (1800 USD ? 30,40 руб./USD) – удержан НДС из суммы, подлежащей выплате украинской организации, не состоящей на налоговом учете в России;
Дебет 60 Кредит 52
– 304 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,40 руб./USD) – перечислены деньги украинской организации (за вычетом удержанного НДС);
Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. (10 000 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 54 720 руб. – сумма удержанного НДС перечислена в федеральный бюджет;
Дебет 19 Кредит 60
– 180 руб. (1800 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 720 руб. – НДС, удержанный из доходов, подлежащих выплате украинской организации, и перечисленный в бюджет, принят к вычету.
Составление счетов-фактур
При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Уплата НДС в бюджет
Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.
Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2013 года – не позднее 22 апреля (20 апреля – суббота), 20 мая и 20 июня.
Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.
О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.
Заполнение платежного поручения
В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:
- в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
- в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;
- в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);
- в поле 110 «Тип платежа» – значение 0.
Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
3. Справочник: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) |
Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: |
Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
|
||
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
|
||
4. Рекомендация: Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС
Право на вычет
Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, могут принять к вычету сумму НДС, фактически перечисленную в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). При этом налоговый вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:
- освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
- реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
- реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 171, пунктов 14 и 15 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Организация – налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:
- приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
- арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).
Это следует из положений пункта 3 статьи 171, абзаца 2 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
При перечислении аванса (частичной оплаты) такие налоговые агенты могут воспользоваться налоговым вычетом только после того, как товары (работы, услуги) будут приняты к учету. Дело в том, что правила применения налоговых вычетов по авансам (частичной оплате) распространяются только на суммы налога, предъявленные продавцом (исполнителем) и указанные в его счете-фактуре. Поскольку налоговые агенты оформляют счета-фактуры самостоятельно, эти условия не выполняются. Следовательно, до тех пор пока товары (работы, услуги), полученные в счет аванса (частичной оплаты), не будут приняты к учету, сумму НДС принять к вычету они не могут. Это следует из пункта 12 статьи 171, пункта 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ, письма ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634 и подтверждается решением ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13.
Дополнительные условия для вычета
Воспользоваться вычетом по НДС можно при выполнении двух дополнительных условий:*
- если товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- если у налогового агента есть документы, подтверждающие право на вычет (счета-фактуры и платежные поручения на перечисление НДС в бюджет).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 июля 2010 г. № 03-07-11/284.
Оформление счетов-фактур
Общие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, установлены пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Особенности заполнения некоторых показателей счетов-фактур налоговыми агентами указаны в приложениях 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Оформить счет-фактуру можно на бумаге и (или) в электронном виде (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ). Электронный формат счета-фактуры утвержден приказом ФНС России от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138.*
Счет-фактуру, оформленный налоговым агентом, следует регистрировать в части 1 журнала учета счетов-фактур и в книге продаж на дату составления (п. 1 приложения 3, п. 15-16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). В части 2 журнала учета счетов-фактур такие документы не регистрируются (п. 9 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). В книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом, регистрируется по мере возникновения права на налоговый вычет (п. 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
В строке 2 «Продавец» налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), приводят полное или сокращенное наименование продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого они исполняют обязанности по уплате налога.
В строке 2а «Адрес» должен быть указан адрес (в соответствии с учредительными документами) продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговые агенты исполняют обязанность по уплате налога.
В строке 2б «ИНН/КПП продавца» должны быть проставлены:
- прочерк – если счет-фактуру заполняет налоговый агент, приобретающий товары (работы, услуги) у иностранной организации, которая не состоит в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ);
- ИНН и КПП продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога, во всех остальных случаях (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Об этом сказано в подпунктах «в»–«д» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
При составлении счета-фактуры на выполненные работы (оказанные услуги) в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), ставят прочерки.
Если у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, приобретаются товары, то в строке «Грузоотправитель и его адрес» нужно указать наименование и почтовый адрес грузоотправителя, а в строке «Грузополучатель и его адрес» – наименование и почтовый адрес грузополучателя.
Об этом сказано в подпунктах «е»–«ж» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Некоторые особенности имеет порядок заполнения строки 5 «К платежно-расчетному документу».
При приобретении (получении) или аренде государственного (муниципального) имущества в этой строке нужно указать номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату имущества или перечисление арендной платы.
При приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего перечисление удержанной суммы НДС в бюджет.
При приобретении товаров у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату приобретенных товаров.
Если оплата производилась в безденежной форме, в строке 5 укажите прочерк.
Об этом сказано в подпункте «з» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
В строке 7 «Валюта: наименование, код» укажите наименование валюты согласно Общероссийскому классификатору валют и ее цифровой код (подп. «м» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Если в договоре цена товара (работы, услуги) указана в валюте и его оплата также производится в валюте, налоговый агент может составить счет-фактуру в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).
При заполнении граф счета-фактуры налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), должны придерживаться следующих правил.
При полной оплате товаров (работ, услуг) графы счета-фактуры следует заполнять в порядке, установленном пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
При частичной оплате в графах 2–4 ставятся прочерки, а графы 10–11 не заполняются.
Как при полной, так и при частичной оплате (в т. ч. при безденежной форме расчетов) укажите:
- в графе 1 – наименование поставляемых товаров, имущественных прав (описание работ, услуг);
- в графе 7 – расчетную ставку налога (10/110 или 18/118) или запись «Без НДС»;
- в графе 9 – сумму показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки в размере 10 или 18 процентов, деленное на 100;
- в графе 8 – сумму налога, рассчитанную как произведение граф 9 и 7;
- в графе 6 – сумму акциза, а если товар не является подакцизным, то укажите «Без акциза».
Такой порядок заполнения счетов-фактур установлен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
После заполнения всех обязательных реквизитов счета-фактуры, оформленного на бумаге, его должны подписать руководитель и главный бухгалтер организации – налогового агента (другие лица, уполномоченные на это распоряжением руководителя или доверенностью от имени организации). Если налоговым агентом является предприниматель, он должен лично подписать счет-фактуру и указать в нем реквизиты своего свидетельства о регистрации. Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ.*
Применительно к составлению прежних форм счетов-фактур аналогичные разъяснения содержались в письме ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
При начислении налога, а также при выдаче аванса (частичной оплаты), в том числе в неденежной форме, налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), составляют счет-фактуру и регистрируют ее в книге продаж (п. 15 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). При предъявлении НДС к вычету в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ ранее выставленные счета-фактуры на аванс (частичную оплату) они регистрируют в книге покупок (п. 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).