Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, равноценными по стоимости. С точки зрения гражданского законодательства двусторонние сделки, предусматривающие обмен товаров на эквивалентные по стоимости результаты выполненных работ или оказанные услуги, квалифицируются как смешанные договоры, содержащие элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг.
Порядок осуществления таможенного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета». Таможенный контроль на территории Таможенного союза отменен, соответственно установленный Правительством РФ порядок не применяется.
При импорте продуктов переработки заказчик - российская организация исчисляет и уплачивает НДС. Налоговая база при ввозе на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.
При вывозе сырья в рамках внешнеторговой бартерной сделки в режима экспорта применяется ставка 0%. Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта, и заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в страны участницы Таможенного союза.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
3) внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;
Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета
1. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
2. Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок
2. Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Если по условиям внешнеторговой бартерной сделки выполнение иностранным лицом его обязательств должно осуществляться способом, не предусматривающим ввоза в Российскую Федерацию товаров, передаваемых российскому лицу, заключившему такую внешнеторговую бартерную сделку, эти товары после их получения российским лицом за пределами территории Российской Федерации должны быть реализованы в соответствии с требованиями, установленными частью 5 настоящей статьи.
2. Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
Нормативная база
Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:
- Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36;
- протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Налогоплательщики
При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г., п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза (ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г.).
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).
Исключение сделано для тех, кто ввозит на территорию России товары, освобожденные от налогообложения при ввозе (абз. 1 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). В этом случае НДС платить не нужно. Перечень товаров, освобожденных от налогообложения при ввозе на территорию России, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.
Ставка НДС
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом ставка НДС на товары, импортируемые из стран – участниц Таможенного союза, не может превышать ставку НДС, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в России (абз. 3 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы». Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Расчет НДС
При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ (услуг) по переработке давальческого сырья.*
Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Рекомендация: Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза
Ставка НДС
При реализации товаров из России в страны – участницы Таможенного союза НДС нужно начислять по ставке 0 процентов. При этом право применять нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить. Об этом сказано в абзаце 1 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/113. Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет (п. 1 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Момент определения налоговой базы
Моментом определения налоговой базы при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза является последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта организации отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (абз. 1 п. 3 ст. 1протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.
Как обосновать нулевую ставку
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна:
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта;
- заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в страны участницы Таможенного союза.
Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.*
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России