В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости применяются для целей с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст.24.20 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.07.1998 № 135-ФЗ
Об оценочной деятельности в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 6 августа 2014 года)
Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24_18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания*. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Положения статьи 24_20 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, - см. пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.04.2013 № 03-05-05-02/13352
О применении для целей исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка
Вопрос: Обществу с ограниченной ответственностью на праве общей долевой собственности принадлежит доля в праве собственности в размере 58690/100000 на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты общей площадью 21736 кв. метров. Право на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.04.2008, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Продавец), Обществом с ограниченной ответственностью, гражданами (Покупатель), зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы 25 июля 2008 года. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее также - Постановление N 520) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области применяются с 01.01.2009.Согласно приложению к Постановлению N 520 удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м земли для земельного участка с видом разрешенного использования был утвержден в размере 5905,91 рубля. Кадастровая стоимость земельного участка сформирована в сумме 128370859,76 рубля. Сведения об указанном размере кадастровой стоимости включены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2009.Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью, предполагая ее значительное превышение относительно обоснованной рыночной стоимости, ООО было принято решение об обращении к независимому оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка для последующего обращения в суд. На основании отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ООО от 28 ноября 2011 года, рыночная стоимость права собственности застроенного земельного участка, определенная для целей судопроизводства в рыночной ситуации по состоянию на 1 января 2009 года, установлена без НДС в размере 27891000 рублей. Решением Арбитражного суда от 10 апреля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка, вид разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, была установлена в размере, равном его рыночной стоимости - 27891000 руб., которая стала меньше кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением субъекта РФ.
В указанном решении Арбитражного суда прямо указано, что рыночная стоимость была определена по состоянию на 01.01.2009, а именно, на дату вступления в силу постановления об утверждении кадастровой стоимости. В соответствии с указанным решением суда в ГКН в качестве новой кадастровой стоимости данного земельного участка была внесена рыночная стоимость, установленная судом. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. В пункте 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В связи с изложенным ООО полагает, что кадастровая стоимость находящегося в собственности Общества земельного участка, равная его рыночной стоимости, установленная вступившим в законную силу судебным актом, должна применяться к налоговым правоотношениям начиная как минимум с начала 2012 года. В связи с изложенным прошу разъяснить, с какой конкретной даты для целей исчисления земельного налога, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной, по решению Арбитражного суда от 10 апреля 2012 года в отношении земельного участка, принадлежащего ООО.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса). Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Учитывая изложенное, полагаем, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то данная кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением. При этом отмечаем, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса).
3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 05.09.2013 № 03-05-05-02/36540
Об исчислении земельного налога в случае внесения изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельных участков (
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления земельного налога в случае внесения изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельных участков и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федераций налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода. Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога. Также изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка. В связи с этим, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость, по нашему мнению, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Однако в том случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды*. Одновременно обращаем внимание, что выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, а также осуществление регулирования оценочной деятельности, относятся к компетенции Минэкономразвития России. Данная позиция Минфина России доведена до ФНС России письмом от 16 июля 2013 года N 03-05-04-02/27809.
10.09.2014г.
С уважением,
Лилия Габсалямова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».