В данной ситуации налог считается уплаченным. Ошибка в ОКАТО, не препятствуют перечислению денег в бюджет. Если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции не будет, даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как перечислить НДФЛ в бюджет налоговому агенту
Куда перечислять НДФЛ
Удержанный НДФЛ перечислите по реквизитам той налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете (абз. 1 п. 7 ст. 226 НК РФ). КБК для перечисления НДФЛ в бюджет в 2014 году приведены в таблице.
Платежные поручения на перечисление налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.
При этом для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.
Уплата НДФЛ обособленными подразделениями
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.
С доходов, которые были получены сотрудниками обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Этот порядок применяется как в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам, так и в отношении сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам (письмо Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/3-327).
Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству – в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:
- с доходов, полученных в головном отделении, в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
- с доходов, полученных в обособленном подразделении, в налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения.
Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению каждого из них. Причем делать это нужно с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 сентября 2013 г. № 03-04-06/38889. Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению организации.
Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.*
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.
Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 123 Налогового кодекса РФ, если вся сумма НДФЛ (в т. ч. и по обособленным подразделениям) перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации
Нет, не имеет.*
Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация – налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по местонахождению головного отделения организации, так и по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений. Однако ответственность за несоблюдение этого порядка налоговым законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции нет. Даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.*
Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 2 августа 2013 г. № БС-4-11/14009 и устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. № 14519/08, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 13 октября 2009 г. № КА-А40/10725-09, Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26, Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. № А56-29822/2006).
Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если вся сумма НДФЛ перечислена организацией в бюджет по местонахождению ее головного отделения. Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ
Проверяющие считают, что они вправе начислять пени. Позиция судей не однородна.
НДФЛ является федеральным налогом (п. 3 ст. 13 НК РФ). При этом доходы от данного налога по установленным нормативам полностью поступают в местные и региональные бюджеты (ст. 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ). Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Представители налоговой службы считают, что НДФЛ за сотрудников обособленного подразделения можно перечислять в бюджет по местонахождению головного отделения организации, только если обе структурные единицы находятся в одном субъекте РФ.* Такая точка зрения отражена в письмах ФНС России от 31 октября 2005 г. № 04-1-02/844 и УМНС России по г. Москве от 4 февраля 2003 г. № 11-10/6592. Если головное отделение организации и ее обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ, то излишняя уплата налога в бюджет одного региона не может компенсировать недоимку в бюджете другого региона, в который НДФЛ должен был быть перечислен. Поэтому налоговая инспекция вправе начислить пени за несвоевременную уплату налога.
Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что несоблюдение налоговым агентом порядка уплаты НДФЛ не может служить основанием для начисления пеней. Объясняется это положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что начисление пеней возможно только в том случае, если имеется фактическая задолженность перед бюджетом. Если вся сумма удержанного НДФЛ (в т. ч. по обособленным подразделениям) перечислена по местонахождению головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. А следовательно, основания для начисления пеней отсутствуют. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 8 октября 2008 г. № КА-А40/8752-08, Северо-Западного округа от 2 августа 2007 г. № А56-12516/2006.
В то же время есть примеры судебных решений, в которых начисление пеней в рассматриваемой ситуации признается правомерным (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2010 г. № А05-3474/2010,Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет
Когда налог считается уплаченным
Налог считается уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на его перечисление со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно средств для уплаты налога. Иные способы перечисления налогов, например, через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрены (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).
Кроме того, налог считается уплаченным в тот день:*
- когда налоговая инспекция приняла решение о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения обязательств по другому налогу;
- когда с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент (если за ним законодательно закреплена такая обязанность).*
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Налог не считается уплаченным, если:*
- организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
- в платежном поручении на уплату налога указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), из-за чего сумма налога не была зачислена в бюджет соответствующего региона;*
- для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.
Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Постановление президиума ВАС РФ от 23.07.2013 №№ 784/13, А06-9384/2011
[В связи с тем, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории муниципальных образований, поступила в бюджетную систему РФ, следовательно, налог считается уплаченным, заявление удовлетворено]
«Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов инспекцией сделан вывод о нарушении предприятием положений Кодекса (в том числе пункта 7 статьи 226 Кодекса в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований). Неуплата налога на доходы физических лиц в 2008-2009 годах в бюджеты упомянутых муниципальных образований, на территории которых находились обособленные подразделения предприятия, обусловлена ошибочным указанием в платежных поручениях на уплату налога кода ОКАТО, соответствующего иному административно-территориальному образованию, в бюджет которого поступили суммы названного налога.* Инспекция, сославшись на подпункт 1 пункта 3 статьи 24, статью 45, пункт 2 статьи 58, статью 75, пункты 6 и 7 статьи 226 Кодекса, указала, что предприятие, являясь головной организацией, при оформлении платежных поручений должно предусматривать код ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется налог. Поскольку предприятие налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт", в бюджеты этих образований не уплатило, инспекция произвела доначисление суммы налога,* которая была погашена в счет переплаты по этому налогу, образовавшейся в бюджете иного административно-территориального образования. За неуплату налога на доходы физических лиц в установленный законодательством срок в бюджеты названных муниципальных образований инспекция произвела начисление пеней на сумму недоимки, имевшуюся у предприятия перед указанными бюджетами до проведения зачета. Удовлетворяя требование предприятия по рассматриваемому эпизоду, суд первой инстанции сделал вывод, что предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации, поскольку исчислило, удержало и перечислило налог на доходы физических лиц на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом суд исходил из того, что согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Кодекса обязательными реквизитами в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, являются номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя. По мнению суда первой инстанции, неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему Российской Федерации предприятием перечислен в установленный срок. Суд также указал, что налоговое законодательство не связывает неверное оформление платежных документов с фактом неуплаты налога.* Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции по названному эпизоду, придя к выводу, что предприятие нарушило требования пункта 7 статьи 226 Кодекса, согласно которому налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Суд апелляционной инстанции счел, что начисление пеней правомерно, поскольку у предприятия имелась задолженность перед бюджетами муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейнинский сельсовет", "Село Трудфронт" вследствие зачисления в эти бюджеты налога на доходы физических лиц в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Кроме того, отказывая предприятию в удовлетворении заявленного требования по названному эпизоду, суд также учитывал, что предприятие не обращалось в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке с просьбой уточнить принадлежность платежа в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 Кодекса. Суд кассационной инстанции признал правильным вывод суда апелляционной инстанции о неисполнении предприятием обязанности, установленной пунктом 7 статьи 226 Кодекса, приняв во внимание нахождение предприятия и его обособленных подразделений в разных муниципальных образованиях, имеющих собственные бюджеты. С таким выводом судов апелляционной и кассационной инстанций нельзя согласиться ввиду следующего. В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.* В пункте 4 статьи 45 Кодекса перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКАТО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации не исполненной. Пунктом 1 статьи 75 Кодекса установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему Российской Федерации, исходя из смысла статьи 45 Кодекса налог считается уплаченным, то есть у предприятия отсутствует задолженность по налогу на доходы физических лиц.* Поскольку пени могут быть начислены на неуплаченную сумму налога, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований. Суды апелляционной и кассационной инстанций, связывая правомерность начисления пеней с потерями бюджетов муниципальных образований, не учли, что пени начисляются при наличии недоимки по соответствующему налогу, которой у предприятия не возникло с учетом перечисления в бюджетную систему Российской Федерации в полном объеме сумм налога с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений. При названных обстоятельствах постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа в признании недействительным решения инспекции подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.»
08.10.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.