Ликвидация АНО, как и ликвидация большинства некоммерческих организаций, происходит в соответствии со статьями 61 – 64 ГК РФ, статьями 18 - 19 и 20 - 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, статьями 20 - 21 Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212. Добровольная ликвидация АНО происходит на основании решения учредителей или единственного учредителя АНО (пункт 2 статьи 61 ГК РФ; пункт 1 статьи 18 и пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Порядок регистрации ликвидации АНО аналогичен регистрации ликвидации ООО, о чем Вы можете прочитать в рекомендации ниже. Документы для регистрации ликвидации предоставляются АНО в территориальное отделение Минюста России (пункт 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 Приказа Минюста России от 07.05.2013 № 68 при ликвидации некоммерческих организаций используются заявления Р15001 и Р16001, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. При заполнении заявлений можете ориентироваться на примеры заполнения Р15001 и Р16001. Ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны опубликовать сообщение о начале процедуры ликвидации в Вестнике государственной регистрации (пункт 1 статьи 63 ГК РФ). Ликвидационная комиссия или ликвидатор назначаются учредителями АНО (пункт 2 статьи 62 ГК РФ). ГК РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ не содержат запрета на назначение директора – учредителя АНО ликвидатором АНО.
Требования к заполнению заявления по форме Р15001 содержатся в Разделе IX Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Требования к заполнению заявления по форме Р16001 содержатся в Разделе X Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Общие требования к заполнению заявлений содержатся в Разделе I Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист ».
Рекомендация: Как зарегистрировать ликвидацию ООО.
«Ликвидация ООО считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).
Чтобы зарегистрировать ликвидацию, общество должно выполнить ряд действий: направить в инспекцию несколько уведомлений, а затем представить установленный законодательством комплект документов.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы в инспекцию представит не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет получить такие документы и внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного их комплекта инспекция будет вправе отказать в регистрации ликвидации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений, а также при нарушении срока подачи документов председателя ликвидационной комиссии ООО могут оштрафовать.
Как подать документы для регистрации ликвидации ООО в налоговую инспекцию
В процессе ликвидации нужно представить документы в налоговую инспекцию несколько раз: сначала нужно направить уведомления, затем подать комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества.
Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет ли инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы Единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации ликвидации ООО, находящегося на территории Москвы.
При подаче документов в налоговую инспекцию необходимо проверить:
- соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям;
- подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о каком именно этапе ликвидации идет речь);
- направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
- не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если председатель ликвидационной комиссии (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.
Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:
1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (руководителем ликвидационной комиссии, ликвидатором) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;
2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;
3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):
- через сайт ФНС России с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»;
- через единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Обоснование
Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
Порядок оформления и представления электронных документов установленприказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.
В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.
В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации ликвидации ООО (131,72543)
Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.
Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.
Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69 Административного регламента.
Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
В течение пяти рабочих дней с момента получения документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации, п. 15,16, 77–82 Административного регламента):
- о государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
- об отказе в такой регистрации.
При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, абз. 6 п. 16 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Порядок выдачи листа записи ЕГРЮЛ различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.
Если документы поданы непосредственно в инспекцию либо направлены по почте, заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ тем способом, который он указал в заявлении или уведомлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением в адрес заявителя.
Документы для регистрации ликвидации ООО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итогового документа. В каком порядке можно его получить (131,72450)
Лист записи ЕГРЮЛ заявитель получает по почте.
Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет лист записи ЕГРЮЛ почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении или уведомлении о ликвидации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 88 Административного регламента).
Если документы поданы в многофункциональный центр, за листом записи ЕГРЮЛ заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента).
Если документы направлены через Интернет, заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).
Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации ООО
Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:
- о принятии решения о ликвидации ООО, а также о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора (п. 1, 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации);
- о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Уведомление о начале процедуры ликвидации
Решение о ликвидации ООО принимается общим собранием участников. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложить решение о ликвидации ООО (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, п. 26 Административного регламента).
Уведомление подписывает председатель (руководитель) ликвидационной комиссии либо ликвидатор.
Обоснование
Закон устанавливает, что о ликвидации общества инспекцию уведомляют учредители (участники) этого общества или орган, принявшие решение о ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации). В то же время с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Решение о ликвидации ООО принимают, как правило, одновременно с решением о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Закона об ООО). В одном из своих писем ФНС России пояснила, что при подаче в инспекцию уведомления в связи с принятием решения о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии или ликвидатора в роли заявителя выступает руководитель ликвидационной комиссии либо ликвидатор (п. 14.2.05.18 приложения к письму ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@).
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о ликвидации ООО (131,72451)
Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» (далее – Закон № 107-ФЗ).
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о ликвидации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
Документ необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Внимание! (167,2067) За нарушение срока уведомления о ликвидации ООО предусмотрена ответственность.
Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, его могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.
Вправе ли инспекция отказать в регистрации ликвидации, если уведомление о принятии решения о ликвидации по форме № Р15001 подано с нарушением срока (131,72452)
Нет, не вправе.
Закон предусматривает лишь административную ответственность за нарушение срока, в течение которого должно подаваться уведомление о принятии решения о ликвидации (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вместе с тем, закон не относит это нарушение к основаниям для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Следовательно, инспекция обязана принять уведомление, поданное по истечении трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Пример из практики: суд признал регистрацию ликвидации законной несмотря на то, что ликвидатор подал уведомление с нарушением срока
Общее собрание участников ООО «Г.» приняло решение о ликвидации общества и назначило ликвидатора. После завершения процесса ликвидации налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО «Г.».
Гражданин Б. (участник ООО «Г.») посчитал, что в процессе ликвидации нарушены его права. По этой причине он обратился в суд с заявлением:
- о признании незаконным решения налоговой инспекции о регистрации ликвидации;
- о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «Г.».
Один из доводов заявителя – нарушение срока подачи уведомления. Ликвидатор предъявил в налоговую инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации через пять месяцев после проведения общего собрания участников. По закону такое уведомление необходимо подать в инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Следовательно, по мнению гражданина Б., регистрацию ликвидации нужно признать недействительной.
Суд не согласился с аргументацией заявителя. Нарушение срока подачи уведомления не является основанием для отказа в регистрации ликвидации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Поэтому действия инспекции нельзя признать незаконными. В итоге суд отказал заявителю в удовлетворении требований (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2009 г. по делу № А56-9677/2009).
На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается*:
- государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО;
- государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ООО или которые возникают в результате его реорганизации.
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации общества по форме № С-09-4.
Обоснование
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса
После того как общее собрание участников утвердит промежуточный ликвидационный баланс, необходимо уведомить налоговую инспекцию о составлении такого баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Для этого председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить в инспекцию уведомление по форме № Р15001, указав в качестве причины подачи такого документа факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).
Можно ли представить одно уведомление о ликвидации ООО и сообщить в нем о составлении промежуточного ликвидационного баланса, принятии решения о ликвидации акционерного общества и формировании ликвидационной комиссии (131,72453)
Нет, нельзя.
ООО должно уведомить инспекцию о принятии решения о ликвидации в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией по окончании срока для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Такой срок начинает течь с момента опубликования в органах печати сообщения о ликвидации общества и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Следовательно, между подачей в инспекцию первого уведомления о ликвидации (в связи с принятием решения о ликвидации и формированием ликвидационной комиссии) и второго уведомления (в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса) должен быть временной разрыв продолжительностью не менее двух месяцев.
Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО
Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.
Можно ли подать документы в инспекцию в течение трех месяцев со дня принятия решения о ликвидации ООО (например, через один месяц или через два месяца) (131,72454)
Как правило, нельзя.
По закону ликвидационная комиссия должна уведомить инспекцию о завершении процесса ликвидации ООО не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации).
Вместе с тем, при расчетах с кредиторами комиссия производит выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди лишь по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Баланс же составляется по окончании срока для предъявления требований кредиторами (т. е. не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения в органах печати) (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Вывод: по общему правилу нельзя подать документы в инспекцию в течение трех месяцев со дня принятия решения о ликвидации ООО. Инспекция может не принять такие документы.
Однако если у общества отсутствуют кредиторы третьей и четвертой очереди, то ООО может подать документы в инспекцию по истечении двух (а не трех) месяцев с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации.
Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 27, 42, 46.1 Административного регламента):
1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). Подписывая заявление, председатель (ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией (131,72455)
Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации ООО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента, абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).
3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;
Обоснование
По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.
В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины (131,72456)
Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.
Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).
Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.
4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.
Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах (131,72457)
Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.
Ликвидируемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации (абз. 5 п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).
Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, п. 42 Административного регламента).
Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:
- сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
- сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.
Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.
Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя ненужных споров.
На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО – вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 22 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, - лист записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что ООО ликвидировано (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, абз. 6 п. 16 Административного регламента).
Сведения о ликвидации ООО публикуются налоговой инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).».
22.08.2014
С уважением, Ирина Коноплева
эксперт Горячей линии «Системы Юрист»
Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,
ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»