Нет, не имеет. Дело в том, что расходы, понесенные комиссионером не в интересах комитента, а для ведения деятельности самого комиссионера (например, затраты на аренду офиса, заработная плата сотрудников), возмещению не подлежат (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2007 г. № А33-6163/07-Ф02-6153/07).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Какой отчет посредника защитит от налоговых претензий
Е. Николаева, государственный советник налоговой службы РФ 2-го класса
Сначала общий совет: чтобы избежать конфликта с инспекторами по поводу расходов, связанных с договором комиссии, комитенту стоит специально разработать бланк отчета для комиссионера и приложить его к контракту. При этом в договоре прямо предусмотреть, что посредник обязан отчитываться строго по приведенному образцу.
Главное, чтобы форма отчета соответствовала нормам статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и содержала все обязательные реквизиты. Это тот минимум, который не даст повода проверяющим признать комиссионные расходы необоснованными и документально не подтвержденными, а также снять по ним вычет НДС. Однако одних обязательных реквизитов недостаточно. Есть правила, которых стоит придерживаться, разрабатывая бланк отчета и в дальнейшем работая с этим бланком, чтобы не было налоговых неприятностей (см. образец безопасного отчета комиссионера с формулировками, на которые стоит обратить особое внимание).
1. Назвать в отчете затраты, возмещаемые комиссионеру
В бланке отчета комиссионера стоит предусмотреть специальные строчки, где посредник подробно перечислит возмещаемые ему затраты. Также целесообразно ввести графы для ссылок на первичные документы, копии которых прикреплены к отчету.
Напомним, что комитент обязан компенсировать посреднику расходы, связанные с исполнением договора. Это безусловное требование статьи 1001 Гражданского кодекса РФ. Часто комиссионеры указывают суммы компенсаций в отдельных счетах, а в отчете перечислить услуги и суммы возмещения забывают. Но если данная информация не приведена в отчете, инспекторам будет сложно определить, что суммы, оплаченные по счетам, есть не что иное, как вознаграждение посреднику и компенсация его затрат. В итоге проверяющие усомнятся в том, что эти платежи действительно относятся к посредническому договору. И на этом основании снимут расходы как экономически необоснованные.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, посредники иногда пытаются включить в состав компенсируемых затрат зарплату своих сотрудников или стоимость аренды офиса. То есть те расходы, которые с поручением напрямую не связаны.*
Если комитент возместит подобные расходы посредника и признает их сумму в налоговом учете, налоговики их снимут и доначислят налог на прибыль и НДС.*
Что еще важно сделать. Порядок предъявления расходов, связанных с выполнением комиссионного поручения, необходимо прописать в самом договоре. Кроме того, в договоре стоит указать все возможные издержки комиссионера, подлежащие компенсации. Подойдут такие формулировки, как «экспортная пошлина», «расходы на рекламу», «транспортные расходы» и т. д.
Выписанный посредником счет также можно использовать в качестве довода в свою защиту. Главное, чтобы в нем была ссылка на конкретный договор (номер, дата).
Журнал «Главбух» № 13, Июль 2009
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2007 г. № А33-6163/07-Ф02-6153/07 по делу № А33-6163/07
«Истец по встречному иску - ООО "Виват Здоровье" - включил в расходы, связанные с обычным ходом выполнения комиссионером своих обязанностей по договору и покрываемые за счет комиссионного вознаграждения. Суд полагает, что затраты на аренду офиса, оплату услуг связи, почты, банков, на канцелярские товары, оплату труда сотрудников не возмещаются и не должны возмещаться, поскольку они понесены комиссионером не в интересах комитента в процессе исполнения его поручения, а для ведения деятельности самого комиссионера, направленной на получение дохода.*
На основании изложенного в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Арбитражный суд округа соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Обжалуемый судебный акт является законным, оснований для его отмены не имеется.»
04.08.2014 г.
С уважением,
Мария Мачайкина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».