Как документ позволит сэкономить. Обвинения в отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента, по опыту, одна из главных претензий контролеров при проведении налоговых проверок. И это несмотря на то, что налоговое законодательство не устанавливает ни обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, ни формы исполнения такой обязанности. Если у проверяющих возникнут сомнения в добросовестности контрагента, то инспекторы могут отказать покупателю в признании расходов и вычетах по НДС.
На протяжении длительного времени компаниям удавалось доказать в суде проявление должной осмотрительности только лишь с помощью выписок из ЕГРЮЛ, а также учредительных и регистрационных документов, полученных от контрагента (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.10 № 15574/09). Однако сложившаяся судебная практика показывает, что собранный компанией пакет документов на контрагента не является достаточным доказательством проявления должной осмотрительности. Кроме того, в большинстве организаций методика проверки добросовестности контрагента не утверждена никаким внутренним документом.
Поэтому для снижения налоговых рисков целесообразно утвердить положение о проверке всех поставщиков и подрядчиков, с которыми компания намеревается начать сотрудничество и заключить договоры. Данный документ должен определять перечень мероприятий, связанных с обеспечением должной осмотрительности. И включать в себя как требования к самому контрагенту, так и к перечню документов, подлежащих запросу у поставщика. Результаты данных мероприятий желательно хранить в налоговом досье продавца.
Обычно во внутренней методике компании фиксируется, что сотрудник отдела снабжения или иного соответствующего подразделения должен направить в юридический отдел запрос на проведение проверки контрагента. При этом работник, занимающийся заключением договора, передает комплект документов, полученных от поставщика. Сотрудники юридической службы проверяют полноту и достоверность представленных документов. После чего обращаются к информационным базам ФНС России или иным аналогичным источникам для получения сведений, позволяющих сделать вывод о благонадежности контрагента на дату проверки.
Кроме того, для усиления налоговой безопасности компании целесообразно разработать специальную форму заявления, гарантирующего добросовестность поставщика на момент заключения договора. Оформление заявления докажет не только добросовестность, благонадежность и финансовую стабильность продавца, но и подтвердит юридический статус и реальность хозяйственных операций.
Такой документ должен заполнять и подписывать каждый потенциальный контрагент. После анализа сведений, содержащихся в данном документе, юридическая служба сможет проинформировать работника о возможности заключения договоров.
В каком виде составляется. Заявление, гарантирующее и подтверждающее добросовестность контрагента, составляется в произвольной форме.
Что обязательно должно быть в документе. В заявлении необходимо отразить наименование потенциального контрагента, данные о государственной регистрации и присвоении ИНН. А также гарантии, обязательства и прочие условия, которые берет на себя деловой партнер.
Заявлением контрагент подтверждает, что он располагает полномочиями, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения всех обязательств по договору. А также тот факт, что он своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязанности перед бюджетом.
Кроме того, в документе можно зафиксировать гарантии контрагента, касающиеся его взаимодействия с представителями компании и налоговой инспекции в случае проведения камеральных и выездных проверок. Или в случае истребования у компании документов о поставщике или информации о конкретных сделках с ним в рамках статьи 93.1 НК РФ.
Дополнительные меры безопасности. Желательно также зафиксировать перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению. Это могут быть, в частности, копии устава со всеми изменениями, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, решения о назначении исполнительного органа контрагента, приказа о вступлении в должность исполнительного органа, паспорта генерального директора. И конечно, копия выписки из ЕГРЮЛ «не старше» 30 календарных дней с момента заключения договора.
Помимо этого стоит запросить у делового партнера копии лицензий, допусков СРО, договора аренды нежилого помещения, подтверждающего нахождение компании по заявленному адресу, извещения о регистрации в качестве страхователя в ФСС, уведомления о регистрации в ПФР, информационного письма из Росстата, титульных листов налоговой отчетности за последний квартал с отметкой налогового органа. А также копии документов, подтверждающих законность использования исключительных прав (товарный знак, фирменное наименование и так далее), и доверенности на лицо, подписывающее договор, в случае, если контракт подписывается по доверенности. Все копии документов должны быть заверены печатью контрагента и подписью уполномоченного лица.
Кроме того, целесообразно запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия главного бухгалтера или иных лиц, уполномоченных на подписание договора. А также справки об отсутствии нарушений налогового законодательства и об отсутствии задолженности перед бюджетом (письмо ФНС России от 11.02.10. № 3-7-07/84). При необходимости обязанность представления таких документов также можно закрепить в заявлении о добросовестности, подписываемом продавцом.
Фрагмент документа, гарантирующего добросовестность контрагента и проявление должной осмотрительности
Еще по этой теме: Должная осмотрительность в выборе контрагента
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения