Нормы расхода топлива на 2022 год используют при расчете налога на прибыль и УСН, хотя есть исключения. В статье смотрите. Кто и на какие нормы должен ориентироваться, как их установить в компании. А также скачивайте приказ Минтранса РФ в последней редакции.
Нормы расхода топлива на 2022 год
При расчете налога на прибыль и на упрощенке расходы на ГСМ нормировать не обязательно, если компания не относится к автотранспортным организациям. Учитывайте их в полном объеме в составе прочих расходов – как часть затрат на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК, письма Минфина от 27.11.2019 № 03-03-07/92049, от 26.09.2019 № 03-03-07/74189, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283).
Отметим, что проверяющие бракуют 50 процентов первички по бензину. Это результаты эксперимента: «Главбух» собрал с читателей и отдал на экспертизу инспекторам и в Минфин путевые листы и чеки на ГСМ от подотчетников. В статье эксперты журнала «Главбух» привели подробные результаты эксперимента и показали на образцах, по каким документам больше нельзя списывать расходы.
По каким документам нельзя списать расходы на ГСМ
Ранее были другие разъяснения. Минфин считал, что к расходам на ГСМ для служебных автомобилей нужно применять нормы Минтранса. Они приведены в Методических рекомендациях и введены в действие распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Списывать топливо по собственным лимитам разрешали, только если для автомобиля нет норм Минтранса (письма Минфина от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61). Однако с учетом последних писем Минфина нормировать расходы на ГСМ не нужно.
Другой вопрос, что нормы помогают экономически обосновать расходы на топливо. В пределах норм претензий не будет. Все, что компания спишет сверх норм, придется дополнительно обосновывать (п. 1 ст. 252 НК).
Решение о том, какие нормы применяете: собственные или утвержденные Минтрансом, можно указать в учетной политике. Такие рекомендации дает Минтранс в пункте 40 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом от 24.06.2003 № 153).
Расходы на топливо отражайте в налоговом учете в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если эксплуатируете машины для автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК). Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации, расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией.
Как утвердить нормы расхода топлива на 2022 год
Сами нормы утвердите приказом руководителя. Он понадобится, даже если компания решила применять нормы Минтранса. Ведь по ним допустимо применять надбавки и устанавливать разные нормы для летнего и зимнего периода.
В приказе безопаснее утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива, независимо, какие нормы вы выбрали: собственные или утвержденные Минтрансом. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться (или просто ориентироваться на них) таблицей значений зимних надбавок по регионам России, которую утвердил Минтранс. Рассчитать нормативный расход ГСМ на нужное расстояние для конкретной марки машины с учетом всех надбавок может сервис от Системы Главбух.
Рассчитать нормативный расход ГСМ
Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.
Чтобы установить собственные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, проведите контрольные заезды автомобилей в заданных условиях. Их результат задокументируйте актом контрольного заезда в произвольной форме. В качестве ориентира можно использовать нормы Минтранса. Они приведены в Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р.
Если автомобиль новый, то можно использовать нормы, указанные в руководстве по эксплуатации. Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением. Например, это может быть Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК).
Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода ГСМ на механизированные работы в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13.09.1999 № 180.
Если расходы на бензин превысят нормы, утвержденные приказом руководителя, то превышение обоснуйте документами. Например, они нужны, если нет сезонных норм, а зимой возросли расходы. Можно оформить приказ о сезонном увеличении нормативов ГСМ и новый акт контрольного заезда. Если документов не будет, то сверхлимитные расходы на ГСМ будут экономически неоправданными. Это не позволит учесть их при расчете налога на прибыль или на УСН (п. 1 ст. 252 НК, определение ВАС от 09.07.2012 № ВАС-8327/12, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № Ф08-5527/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 № А27-8757/2011).
Новый ФСБУ «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который недавно зарегистрировал Минюст, можно применять уже в 2021 году, а обязательным он станет с 2022 года (приказ Минфина от 16.04.2021 № 62н). Узнайте, что придумали чиновники, даже если вы не собираетесь переходить на новый стандарт раньше срока. Иногда безопаснее оформлять документы по новым правилам, чтобы избежать налоговых претензий.
Скачать все необходимые документы можно в справочнике от Системы Главбух.
Скачать образцы документов на ГСМ
По каким документам больше нельзя списывать расходы на ГСП
Проверяющие бракуют 50 процентов первички по бензину. Это результаты эксперимента: «Главбух» собрал с читателей и отдал на экспертизу инспекторам и в Минфин путевые листы и чеки на ГСМ от подотчетников.
К примеру, инспекторов не устраивают путевые листы, в которых вместо подробного маршрута фраза «по городу» или только исходный и конечный пункты поездки — гараж компании, без указания промежуточных пунктов назначения. Отдельное внимание уделят путевым листам без отметок о медосмотрах.
Отметка о медосмотре водителя — обязательный реквизит путевого листа. Но если это единственный недостаток в документе, маловероятно, что налоговики снимут расходы только из-за этого.
Журнал «Главбух» собрал с читателей и отдал на экспертизу инспекторам и в Минфин путевые листы и чеки на ГСМ от подотчетников. Смотрите в статье, по каким документам больше нельзя списывать расходы.
По каким документам больше нельзя списать бензин
Организация, использующая автотранспорт, может увеличить норматив расходов на ГСМ, если будет применять к установленной норме повышающие коэффициенты, предусмотренные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
Нормы расхода топлива на 2022 год: приказ Минтранса РФ в последней редакции*
*актуально на момент публикации статьи
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту