У компании в результате пожара сгорел товар. Все необходимые документы уполномоченных служб МЧС России, а также инвентаризационные описи, подтверждающие размер ущерба, причиненного ей в результате чрезвычайных обстоятельств, у компании имеются. Как в этом случае оптимально признать расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
Списание убытков при гибели имущества производится в особом порядке. Если сумма сгоревшего товара существенна, тогда имеет смысл не показывать бухгалтерские и налоговые убытки в полном объеме. Поэтому документы, я считаю, целесообразно отложить до лучших времен. Поясню.
С 2010 года ошибки предыдущих периодов можно исправить в периоде обнаружения, если они привели к переплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ). Это позволяет переносить расходы на будущее, «потеряв» документы сейчас и «обнаружив» потом.
В то же время, по мнению Минфина России, эту норму нельзя применять к расходам периода, за который в налоговом учете сформирован убыток либо не возникло положительной налоговой базы (письма от 7 мая 2010 г. №
Поэтому, для того чтобы обеспечить себе возможность учесть потерянные расходы в будущем, необходимо не только свести убыток за текущий год к нулю, но и сформировать небольшую положительную налоговую базу.