Регистрация
Приобретение автотранспорта, в чем специфика. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи.
Если же отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности появляется с момента такой регистрации (ст. 223 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством регистрация права собственности на движимое имущество не предусмотрена. Значит, право на автомобиль у нового собственника возникает с момента его передачи прежним владельцем в соответствии с условием договора.
Постановка на учет необходима
В то же время существует и другая регистрация – специальная, которая для транспорта является обязательной. Так, согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории России, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Отсюда следует, что регистрация транспорта является требованием законодательства о безопасности дорожного движения и не имеет отношения к регистрации права собственности – как, скажем, по сделкам с недвижимым имуществом.
Данный вывод подтверждает и судебная практика.
В решении Верховного суда РФ от 10 марта 2003 г. № ГКПИ 2003-635 отмечено, что Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда оно не снято с учета в органах ГИБДД. Сказано также об отсутствии в законодательстве положений, устанавливающих, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него права собственности, если прежний собственник не снял автомобиль с учета.
Однако без соблюдения установленных процедур техника не может быть допущена к эксплуатации.
К тому же она должна соответствовать определенным .
С 23 сентября 2010 года вступил в силу о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный . С 30 сентября текущего года он действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. № 706.
Где регистрировать транспорт
Регистрацию осуществляют следующие структуры:
– подразделения ГИБДД МВД России – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– органы Гостехнадзора – тракторов, самоходных дорожно – строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также технику, не предназначенную для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).
При приобретении обычного автомобиля организация должна в пятидневный срок после оформления покупки зарегистрировать его в ГИБДД. Правила регистрации установлены приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.
Информировать налоговую инспекцию не нужно. Это сделают органы, зарегистрировавшие технику: они обязаны сообщать налоговикам обо всех транспортных средствах, расположенных на подведомственной им территории в течение 10 дней со дня регистрации (п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ). А те уже поставят налогоплательщика на учет по этому основанию в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений и направят строительной организации (владельцу) соответствующее уведомление по форме № 1-3-Учет (утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@).
При этом датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации транспортного средства.
Приходование техники
Приобретение автотранспорта, в чем специфика. Остановимся на наиболее важных моментах.
Оформляем документы
При продаже автомобиля продавец выписывает накладную, счет-фактуру и заполняет акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Акт составляется не менее чем в двух экземплярах и утверждается руководителями обеих сторон (продавца и покупателя). К нему должна быть приложена техническая документация, относящаяся к автомобилю.
В форме № ОС-1раздел 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» заполняется на основании данных передающей стороны (поставщика) для транспорта, бывшего в эксплуатации. В случаях приобретения машин через сеть розничной торговли раздел 1 не заполняется.
Раздел 2 «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» заполняется компанией – получателем только в одном (своем) экземпляре.
При приобретении машины в совместную собственность (двух или нескольких организаций) сведения о ней в акте отражаются соразмерно доле компании в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся данные об участниках долевой собственности (с указанием размера их доли).
Если стоимость основного средства выражена в иностранной валюте (или условных единицах), то в справочном разделе указывается наименование валюты, ее сумма по курсу Банка России на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета организации (покупателя).
Данные об автомобиле (включении его в состав основных средств) вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
Формируем первоначальную стоимость
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).
В бухгалтерском учете при определении первоначальной стоимости нужно руководствоваться положениями пункта 8 ПБУ 6/01. Правила схожие. Первоначальной стоимостью автомобиля, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат на его приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
В первоначальную стоимость автомобиля включаются, в том числе, государственная пошлина и плата за проведение гостехосмотра.
С того момента, когда транспорт будет введен в состав основных средств, никакие дополнительные расходы не могут увеличивать его первоначальную стоимость, за исключением дооборудования, реконструкции или модернизации. В связи с этим появляются неясности с учетом отдельного оборудования и запчастей.
Решаем специфические вопросы
Если была установлена на автомобиль, пока он еще числился на счете 08, затраты войдут в первоначальную стоимость машины. Но если эта операция была произведена позже, когда автомобиль уже числился на счете 01, то сигнализацию, если она стоит более 20 000 руб. (40 000 руб. после 1 января 2011 года), по мнению автора, следует учесть как отдельный объект основных средств. А если менее указанных сумм (или ровно столько), то затраты можно учесть единовременно: в составе материальных расходов в части стоимости самой системы и в составе прочих расходов в части стоимости установки (подп. 3 п. 1 ст. 254, подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Установку охранной сигнализации на эксплуатирующийся автомобиль нельзя рассматривать как его дооборудование или модернизацию, поскольку при этом не изменяется его технологическое или служебное назначение и у него не появляются другие новые качества.
Заметим: с таким мнением не согласны контролирующие органы. На практике при проверках налоговики считают установку сигнализации дооборудованием автомобиля, увеличивающим его первоначальную стоимость. То есть выступают против единовременного списания затрат. Какой позиции придерживаться, организация должна решить самостоятельно, так как официальных разъяснений нет, а арбитражная практика противоречива.
Что касается шин (на колесах и одного запасного их комплекта), поступающих вместе с новым автомобилем или прицепом, то они входят в стоимость автомобиля. Шины, приобретаемые для замены изношенных или испорченных, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет «Запасные части»). Это правило применимо и ко всему остальному автотранспорту.
Страхование
Объекты, подлежащие обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и риски, от которых они должны быть застрахованы, определены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. В налоговом учете расходы на обязательное страхование включаются в состав прочих расходов строительной организации в пределах страховых тарифов, а если тарифы не утверждены – в размере фактических затрат (подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ).
Для добровольного страхования действует следующий принцип: к расходам, уменьшающим прибыль, относятся затраты на страхование транспорта, расходы на содержание которого учитываются при исчислении налога прибыли.
Выбытие автомобиля
Приобретение автотранспорта, в чем специфика. Выбытие автотранспорта чаще всего происходит двумя путями: или его продают, или просто списывают.
Снятие с регистрационного учета
Компания обязана снять технику с учета там, где она была зарегистрирована (п. 3 постановления № 938). Для этого в ГИБДД или в Гостехнадзор подается заявление, регистрационные документы и паспорт транспортного средства (ПТС). При снятии автомобиля с учета организации – заявителю выдаются транзитные номера, а в ПТС делаются соответствующие записи (отметки).
Срок действия транзитных номеров – от 5 до 20 дней.
При снятии с регистрационного учета автомобилей в случаях их утилизации также сдаются регистрационные документы, регистрационные знаки и ПТС (при наличии). Если их нет, то достаточно одного заявления.
Продажа
При реализации автомобиля строительная компания составляет акт по форме № ОС-1. Данные об исключении транспортного средства из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (форма № ОС-6).
Выручка от продажи автотранспорта отражается в бухучете в качестве прочего дохода. Стоимость выбывшего автомобиля (вместе с расходами на его продажу) списывается на прочие расходы.
Реализация основных средств на территории России является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете выручка также признается доходом. Поскольку речь идет об амортизируемом имуществе, компания, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ, вправе уменьшить доходы от реализации автотранспорта на остаточную стоимость этого имущества. Она будет равна разнице между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации автомобиля. Если остаточная стоимость объекта с учетом расходов, связанных с его реализацией, превысит выручку от продажи, то полученная разница признается убытком, списываемым в особом порядке.
Убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации, определяемого как разница между установленным сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации (включая месяц продажи). Такое правило установлено в пункте 3 статьи 268 и в статье 323 Налогового кодекса РФ.
ОАО «СУ-878» в сентябре 2010 года реализовало автокран за 224 000 руб. (без учета НДС). Его остаточная стоимость – 212 000 руб. Прочие расходы, связанные с реализацией, составили 24 500 руб. Таким образом, от продажи автокрана в налоговом учете в сентябре был получен убыток в размере 12 500 руб. (224 000-212 000-24 500). Срок полезного использования автомобиля для целей налогового учета равен 60 месяцам. Фактический срок эксплуатации по сентябрь включительно – 50 месяцев. Следовательно, оставшийся срок – 10 месяцев (60 – 50).
Бухгалтер ОАО «СУ-878» ежемесячно (с октября 2010 года по июль 2011 года) будет списывать в налоговом учете в качестве прочих расходов по 1250 руб. (12 500 руб. : 10 мес.).
Обратите внимание: если убыток будет получен при реализации полностью самортизированного автомобиля, то он признается сразу в полной сумме в том месяце, в котором объект был продан.
Списание
Если техника утилизируется, понадобится использовать форму № ОС-4 «Акт о списании автотранспортных средств». Компания имеет право оформить этот акт и списать автомобиль с баланса только на основании заключения о невозможности эксплуатации данного транспортного средства и наличии документов о снятии его с регистрационного учета.
Форма № ОС-4 – основание для внесения изменений в инвентарную карточку (формы № ОС-6 или № ОС-6б). Инвентарные карточки по выбывшему транспорту компания обязана хранить не менее пяти лет. Такое требование содержится в пункте 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
Отражение операций по выбытию автотранспорта в бухучете такое же, как и при реализации (только не будет выручки и начисления НДС). А вот в налоговом учете есть серьезные отличия.
Во-первых, затраты на ликвидацию основных средств, выводимых из эксплуатации, учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Сюда же относятся суммы недоначисленной амортизации и затраты на ликвидацию имущества.
Во-вторых, расходы (при методе начисления) признаются сразу, даже если установленный срок полезного использования еще не закончился. В письме Минфина России от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27 разъяснено, что расходы на ликвидацию основных средств (включая суммы недоначисленной амортизации) должны включаться в состав внереализационных расходов в том отчетном или налоговом периоде, в котором произошла ликвидация.
Надо ли восстанавливать НДС
Вопрос восстановления сумм «входного» НДС остается спорным. Напомним, случаи, когда налог необходимо восстанавливать, перечислены в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Ликвидации основных средств там нет. Казалось бы, не должно быть и сомнений. Тем не менее чиновники требуют НДС с недоамортизированной части восстановить. Финансисты настаивают на том, что поскольку выбытие основного средства при его ликвидации не является облагаемой НДС операцией, то принятие налога к вычету в полном объеме неправомерно. Данная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 29 января 2009 г. № 03-07-11/22, от 7 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/86 и др. Ее разделяют и некоторые арбитры (постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2006 г. № А48-6754/05-2).
Однако обширная судебная практика в подавляющем большинстве случаев поддерживает «несогласные» организации. Об этом свидетельствуют постановления ФАС Дальневосточного округа от 30 июня 2009 г. № Ф03-2765/2009; Уральского округа от 19 февраля 2008 г. № Ф09-477/08-С2 (в передаче этих дел в Президиум ВАС РФ отказано) и масса других. Главный аргумент – в Налоговом кодексе РФ закреплены не единичные случаи необходимости восстановления НДС, а их перечень. И он является закрытым. Поэтому в ситуациях, которые прямо в перечне не указаны, для восстановления налога нет оснований.
Уплата дополнительных налогов
Приобретение автотранспорта, в чем специфика. При наличии собственных транспортных средств компании придется платить еще два налога (помимо прочих).
Транспортный налог
Автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке, признаются объектом налогообложения (ст. 358 Налогового кодекса РФ). Базовые налоговые ставки в зависимости от категории транспорта определены в статье 361 кодекса.
Поскольку налог относится к региональным, ставки устанавливаются законодательством субъектов РФ. Региональным властям дано право уменьшать или увеличивать их не более чем в 10 раз по сравнению с базовыми ставками, указанными в Налоговом кодексе РФ.
То есть дифференциация по регионам может быть весьма значительной. Это следует учитывать при ведении деятельности в разных субъектах России, если транспорт зарегистрирован, скажем, не по месту учета головной компании. Ведь налог уплачивается по местонахождению (то есть по месту регистрации) транспортного средства. Что может оказаться и более выгодным, если ставки в том регионе ниже.
Необходимо также помнить, что уплата налога от фактического использования техники никак не зависит, налог привязан лишь к лицу, на которое зарегистрирован автомобиль. Поэтому при простое, сдаче в аренду, продаже и т. д. платить этот налог будет все равно компания, на которую оформлены соответствующие регистрационные документы (до снятия транспорта с учета).
Обращаем внимание на то, что со следующего года все организации без исключения будут сдавать по транспортному налогу лишь годовую декларацию (п. 47 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).
Налог на имущество
Кроме транспортного налога уплачивается и налог на имущество, ведь транспорт (учитываемый в составе основных средств) от него не освобождается. Конституционный суд РФ в определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О посчитал, что двойного налогообложения здесь нет. Так как объектом обложения по налогу на имущество является стоимостное выражение техники, а по транспортному налогу – физические свойства, воздействующие на состояние дорог.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Для расчета берется остаточная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ).
- Статьи по теме:
- Образцы справок о балансовой стоимости активов, недвижимости, основных средств в 2024 году
- Как заполнить акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1
- Среднегодовая стоимость основных средств
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
Темы: