С1 января 2012 года часть первая Налогового кодекса дополняется новым разделом V.1 , который регламентирует действия налоговиков при проверке цен сделок на предмет их соответствия рыночному уровню. Такие изменения внес Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ.
Раздел V.1 НК РФ предлагает концептуально новый механизм того, как происходит контроль уровня цен по сделкам для целей налогообложения, который состоит из четырех составляющих. Это:
- правила определения контролируемых сделок и информирования налоговых органов о контролируемых сделках;
- методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;
- институт соглашений о ценообразовании;
- собственно налоговый контроль, который выделен в самостоятельный вид налоговых проверок и получил наименование.
«проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами»
.
Новый вид проверок будет проводиться исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России). То есть в каждом случае принимать решение о проверке будет именно ФНС России. Об этом говорится в пункте 2 статьи 105.17 НК РФ. Проверка проводится по месту нахождения Федеральной налоговой службы.
В статье мы рассмотрим только первую и последнюю составляющие нового механизма контроля
Когда налоговые органы будут повожить контроль уровня цен по сделкам
Закон № 227-ФЗ вводит понятие контролируемых сделок, по которым налоговые органы будут вправе проверить уровень цен. Согласно статье 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки. Но не все, а то только те, которые соответствуют ряду условий.
Кроме того, согласно пункту 13 статьи 105.3 НК РФ правила нового раздела распространяются только на сделки , осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов или стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению или уменьшению облагаемой базы:
- по налогу на прибыль организаций;
- НДС — если одна из сторон сделки не является плательщиком данного налога или освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС;
- НДФЛ, который уплачивают индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой;
- НДПИ — если одна из сторон сделки признается налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. При этом данное ископаемое должно признаваться объектом налогообложения НДПИ, а налог по нему должен рассчитываться по налоговой ставке, установленной в процентах.
Однако по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемости.
Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при выполнении ряда условий (ст. 105.14 НК РФ). Обширный перечень признаков взаимозависимости лиц приведен в статьях 105.1 и 105.2 НК РФ и состоит из 11 пунктов. В общем случае под взаимозависимыми понимаются лица, особенности отношений между которыми могут оказать влияние на условия или результаты сделки. По-прежнему таковыми признаются организации, владеющие как минимум 25-процентной долей в другой компании, родственные физлица или физлицо, которое подчиняется другому по должностному положению.
Кроме того, теперь взаимозависимыми считаются, в частности, следующие стороны сделки:
- физлицо и организация, если такое физлицо прямо или косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25%;
- организации, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия составляет более 25%;
- организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров или наблюдательного совета составляют одни и те же физлица;
- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
- организации или физические лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.
Однако контролируются не все сделки между российскими взаимозависимыми лицами , а только те, которые подпадают хотя бы под одно из следующих условий:
1) сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 1 млрд. руб. (за 2012 год — 3 млрд. руб., за 2013 год — 2 млрд. руб.);
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. При этом сумма доходов за календарный год превышает 60 млн. руб.;
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы — ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, а сумма доходов за календарный год превышает 100 млн. руб.;
4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к облагаемой базе по указанному налогу ставку 0% как участник проекта «Сколково». Вместе с тем другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет ставку 0% по указанным обстоятельствам. При этом сумма доходов названных лиц по сделкам за календарный год превышает 60 млн. руб.;
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ (эти сделки признаются контролируемыми с 1 января 2014 года). Причем сумма доходов данных лиц по сделкам за календарный год превышает 60 млн. руб.
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены сделки с лицами, роль которых при исполнении гражданско-правового договора минимальна. В частности, будут контролироваться сделки с независимыми лицами, которые:
- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров, работ или услуг;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.
То есть перепродажа товаров, работ или услуг взаимозависимому лицу через формально независимых посредников будет контролироваться в общем порядке. Указанные правила установлены подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ (в части сделок таких посредников с плательщиками ЕСХН и ЕНВД такие сделки признаются контролируемыми с 1 января 2014 года).
Заметим, что для подобных сделок установлены низшие суммовые пределы, как это сделано для сделок с взаимозависимыми лицами. Хотя в 2012—2013 годах для них будут действовать общие пределы по переходным положениям (см. следующую страницу).
К контролируемым относятся сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Но только если предметом такой сделки являются нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом контроль допустим, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
К контролируемым относятся и сделки с офшорами. Список территорий, относящихся к офшорам, определяется по перечню, утвержденному приказом Минфина России от 13.11.07 №108н . При этом сделки признаются контролируемыми при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Не признаются контролируемыми следующие сделки. Во-первых, это сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом. Однако пока проект Федерального закона № 392729-5 о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков принят Госдумой только в первом чтении. Поэтому фактически эта норма пока не работает.
Во-вторых, контролируемыми не признаются сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами России;
- не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций; — отсутствуют обстоятельства (2), (3), (4) и (5), которые перечислены на с. 25—26, для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми.
По мнению автора, этот перечень, за исключением последнего обстоятельства, носит скорее характер подсказки для налоговых органов, так как в перечисленных случаях применение каких угодно цен не приводит к общему занижению сумм налогов, подлежащих уплате.
Переходные положения. Все сделки, соответствующие указанным критериям до 1 января 2014 года, являются контролируемыми в случаях, когда сумма доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
- в 2012 году — 100 млн. руб.;
- в 2013 году — 80 млн. руб.
Отметим, что, как ни странно, цены, применяемые в связи с предписаниями антимонопольного органа, а также регулируемые государством цены не являются рыночными по умолчанию. В отличие, например, от цен сделок, заключенных на биржевых торгах, или цен, определенных оценщиком в тех случаях, когда оценка является обязательной (п. 9 и 10 ст. 105.3 НК РФ). Кроме того, вызывает недоумение отсутствие в перечне цен, рыночных по умолчанию, например цен, которые получены в результате торгов не на биржах, а в результате иных торгов при размещении государственных и муниципальных заказов.
Сумма доходов по сделкам за календарный год. Она определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом или группой взаимозависимых лиц за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ. Это прописано в пункте 9 статьи 105.14 НК РФ.
Как будут проходить проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
Основание для проведения проверки. Согласно пункту 1 новой статьи 105.17 НК РФ названная проверка будет проводиться:
- на основании уведомления о контролируемых сделках самого налогоплательщика или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в ФНС России в соответствии со статьей 105.16 НК РФ;
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего территориального налогового органа.
Предмет проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Предметом такой проверки являются сделки, совершенные проверяемым лицом в календарном году. Требует пояснения, что такое «в календарном году» с точки зрения трансфертного ценообразования. Это не дата заключения договора, а дата признания доходов и расходов.
Так, согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 227-ФЗ положения НК РФ применяются к сделкам, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2012 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Положения статей 20 и 40 НК РФ с 1 января 2012 года применяются исключительно к сделкам, доходы или расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (п. 6 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).
Запрет на повторное проведение проверки. Предмет проверки указывается в решении о ее проведении и является определяющим при решении вопроса о повторности контроля. При этом проведение повторных проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами запрещено НК РФ.
Так, согласно пункту 2 новой статьи 105.17 НК РФ ФНС России не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. Более того, проведение «безрезультатной» проверки у одной стороны сделки препятствует проведению проверки у другой стороны или сторон этой же сделки.
В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки ее проведения (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).
Предмет проверки в документах налогового органа. Исходя из указанных норм, можно утверждать, что предмет проверки в решении и справке о ее проведении, а также в иных процессуальных документах должен быть отражен в виде перечня конкретных сделок или групп однородных сделок. Причем с указанием контрагентов проверяемого налогоплательщика и характерных признаков сделок.
Следовательно, извещения, направляемые инспекциями в адрес ФНС России при выявлении таких сделок, должны описывать контролируемые сделки аналогичным способом. При этом не стоит забывать про соглашения о ценообразовании, которые должны таким же способом описывать предмет данных соглашений (см. врезку справа).
Единообразное описание контролируемых сделок во всех процессуальных документах позволит наладить автоматизированный учет сведений о них, необходимый для:
- исключения повторности проверок;
- соблюдения запрета на проведение проверок у контрагента лица, в отношении которого проведена «безрезультатная» проверка;
- выполнения ФНС России обязанности по информированию контрагентов налогоплательщика о возможности симметричных корректировок, если проверка выявила факты отклонения цены, которые привели к занижению суммы налога.
Основанием для проведения проверок может быть уведомление или извещение
В разделе V.1 НК РФ установлены сроки для предоставления уведомлений в инспекцию, а также для сообщения налогоплательщику, что в отношении его сделок направлено извещение в ФНС России.
Уведомление о совершенных в календарном году контролируемых сделках. Такое уведомление налогоплательщики обязаны направлять в инспекцию по месту нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом совершения сделки. Крупнейшие налогоплательщики представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших.
По выбору компании названные уведомления можно представить на бумажном носителе или в электронном виде. Форма и форматы уведомления о контролируемых сделках, а также соответствующие порядки будут утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России.
При обнаружении неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление .
Сообщения о контролируемых сделках или по группе однородных сделок должны содержать следующую информацию:
- календарный год, за который представляются сообщения;
- предметы сделок;
- сведения об участниках сделок: полное наименование организации, ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ), ФИО и ИНН предпринимателя, ФИО и гражданство физлица, не являющегося предпринимателем;
- суммы полученных доходов или суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронном виде это уведомление в ФНС России.
Извещение о совершении контролируемых сделок. Если инспекция при проверке обнаружила контролируемые сделки, сведения о которых не были представлены в уведомлении, то инспекция самостоятельно извещает ФНС России о факте выявления таких сделок. Об этом налоговики обязаны уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения . Форма извещения и порядок его направления будут утверждены ФНС России.
Самостоятельное выявление контролируемых сделок Федеральной налоговой службой. Еще одним основанием для проведения проверки является факт самостоятельного обнаружения контролируемой сделки при проведении повторной выездной налоговой проверки самой ФНС России.
Порядок проведения, оформления результатов проверок и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
Проверка проводится должностными лицами ФНС России на основании решения его руководителя или заместителя руководителя. Оно может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения о контролируемых сделках.
Информация, исследуемая в рамках проверки, не может быть проверена в рамках обычных выездных или камеральных проверок за этот же налоговый период. Исключением является использование полномочий инспекций в целях выявления и направления в ФНС России соответствующих извещений о контролируемых сделках. Но только если сам налогоплательщик не направил соответствующее уведомление.
Ограничения для принятия налоговым органом решения о проведении проверки . Пунктом 8 статьи 4 Закона № 227-ФЗ установлено, что принять решение о проведении проверки для контроля цен ФНС России вправе в строго ограниченные сроки. Как уже упоминалось, такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Однако предусмотрено постепенное введение этого правила. В частности:
- в отношении контролируемых сделок, доходы или расходы по которым признаются в 2012 году, — не позднее 31 декабря 2013 года;
- в отношении контролируемых сделок, доходы или расходы по которым признаются в 2013 году, — не позднее 31 декабря 2015 года.
- Срок проведения и продления проверки. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения и до дня составления справки о ее проведении. О принятии решения ФНС уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня принятия .
Проверка проводится в срок, не превышающий шести месяцев . В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя или заместителя руководителя ФНС России. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются ФНС России.
При необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз или перевода документов на русский язык срок проверки может быть продлен дополнительно не более чем на шесть месяцев . В случае задержки с получением информации возможно продление еще на три месяца . Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.
Какие контролируемые сделки проверят и какими методами. В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
За рассмотрение соглашения о ценообразовании взимается госпошлина в размере 1,5 млн. руб.
Кстати
Соглашение о ценообразовании могут заключить с ФНС России только крупнейшие налогоплательщики (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). И если организация соблюдает все условия такого соглашения, то впоследствии Федеральная налоговая служба не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе. Об этом говорится в пункте 2 статьи. 105.23 НК РФ.
Однако за рассмотрение Федеральной налоговой службой заявления о заключении соглашения о ценообразовании нужно уплатить госпошлину в размере 1,5 млн. руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В самом соглашении предусматривают следующие сведения (п. 3 ст. 105.19 НК РФ):
— виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение;
— порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;
— перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
— срок действия соглашения, но не более трех лет;
— перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий данного соглашения
Справка
Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Отметим, что два последних метода являются новыми. А первые три предусмотрены и сегодня, в статье 40 НК РФ. Правила использования всех этих методов приведены в главе 14.3 НК РФ.
Если для определения сопоставимости коммерческих или финансовых условий контролируемых сделок с условиями обычных операций налогоплательщик применит один из названных методов или их комбинацию, ФНС России при осуществлении налогового контроля должна использовать тот же метод или комбинацию методов .
Использование иного метода или комбинации методов возможно, если ФНС России докажет, что методы, выбранные налогоплательщиком, не позволяют определить сопоставимость. При этом ФНС России не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные НК РФ.
Запрос документов у налогоплательщика. ФНС России может направить налогоплательщику требование о представлении документов, предусмотренных статьей 105.15 НК РФ, в отношении проверяемой сделки или группы однородных сделок. Подробнее об этом см. врезку на с. 31. Так, может быть истребована совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме. Запрошенные документы представляются налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения требования.
Должностное лицо ФНС России, проводящее проверку, вправе запросить документы или информацию у участников проверяемых сделок. Истребование производится в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 93.1 НК РФ.
Какие документы может истребовать ФНС России по проверяемым сделкам
Справка
При проведении проверки цен в контролируемых сделках налоговики в первую очередь запросят документы о деятельности налогоплательщика и других сторон сделки (подп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), в частности:
— перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка;
— описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке.
В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных статьей 105.7 Налогового кодекса, запрашивается следующая информация:
— об обосновании причин выбора и способа применения используемого метода;
— об источниках информации, которые были использованы;
— о расчете интервала рыночных цен или рентабельности по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
— о сумме полученных доходов (прибыли) или сумме произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки;
— сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения исключительных прав при наличии соответствующих обстоятельств;
— о прочих факторах, которые оказали влияние на цену или рентабельность, примененную в контролируемой сделке. В том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если она оказала влияние на цену сделки;
— о произведенных налогоплательщиком корректировках налоговой базы и сумм налога в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ в случае их осуществления.
Налогоплательщик также вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие или финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках.
Обратите внимание: указанные документы могут быть истребованы у налогоплательщика ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 3 ст. 105.15 НК РФ)
Акт проверки. Если по результатам проверки будут выявлены отклонения цены сделки от рыночного уровня, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке контролеры составляют акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Его форма и требования к составлению будут установлены ФНС России.
Акт проверки составляется с учетом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 НК РФ, со следующими особенностями. Он должен содержать документально подтвержденные факты отклонения цены в сторону повышения или в сторону понижения с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен. В акте необходимо указать обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога, и расчет суммы такого занижения.
Возражения налогоплательщика по результатам проверки. В случае несогласия с актом проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в течение 20 дней со дня получения акта представить в ФНС России письменные возражения (п. 13 ст. 105.17 НК РФ). Для сравнения — в целях представления возражений на акты иных категорий налоговых проверок отводится 15 дней. При этом налогоплательщик имеет право приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ФНС России копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.
Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений по акту, а также принятие решения осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ.
Материалы и сведения, полученные ФНС России, при осуществлении мероприятий налогового контроля в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами, могут быть использованы при проведении проверки иных лиц, являющихся участниками этой же контролируемой сделки.
Симметричные корректировки. Если одной из сторон контролируемой сделки доначислили налоги исходя из рыночных цен, то другая сторона имеет право применить в учете скорректированные контролерами цены (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Это именно право, а не обязанность. Однако симметричные корректировки возможны только в тех случаях, когда решение ФНС России исполнено лицом, которому доначислили налоги.
Такая корректировка производится на основании уведомления о возможности симметричных корректировок, полученного налогоплательщиком от ФНС России. При этом никаких исправлений в первичных документах делать не нужно, корректировки отражаются в периоде получения уведомления.
Вот так происходит контроль уровня цен по сделкам.