Сайт журнала «Учет в образовании» |
Правовая база
Минобразования России приказом от 27 октября 2011 г. № 2562 (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2012 года) утвердило Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее – Положение). Но оно еще не действует, так как вступает в силу только после того, как будет признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 (им утверждено действующее Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении).
Отметим, что новое Положение о дошкольных учреждениях несколько изменяет определение дошкольного образовательного учреждения – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также осуществляющего присмотр и уход за детьми.
Функции учреждений
Детский сад присмотра и оздоровления, согласно новому Положению, может проводить не только оздоровительные процедуры, но и лечебно-оздоровительные. Изменились функции и такого вида дошкольных образовательных учреждений, как центр развития ребенка. Так, при необходимости в нем могут создаваться группы оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности. В них приоритетное осуществление развития воспитанников будет вестись по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников.
У ДОУ появилась возможность организовывать группы по присмотру и уходу за детьми, а также семейные дошкольные группы. В группе по присмотру и уходу за детьми не реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования. В них обеспечиваются содержание и воспитание детей (с организацией питания), направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Семейные дошкольные группы создаются с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ответственность учреждений
Подкорректирован перечень действий, за которые учреждение несет ответственность. Так, из этого перечня убрали «соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей», но при этом дополнили новым: «нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения».
Исключены пункты о том, кто может являться учредителем ДОУ, а также о том, что отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором. Можно предположить, что это сделано с целью приведения подзаконных нормативных актов в соответствие с гражданским законодательством. Кроме того, на практике такие договоры уже почти нигде не заключаются.
В действующем положении предусмотрено, что медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Также дошкольное учреждение должно вести контроль работы медицинских работников в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. В новом Положении всего этого нет, осталась только обязанность предоставить помещение. Это связано, скорее всего, с тем, что в настоящее время способ взаимодействия с медицинскими учреждениями несколько поменялся. Если раньше медработники состояли в штате дошкольного учреждения, то теперь из штатного расписания они исключены. Заключается договор с медицинским учреждением, и уже оно направляет своих работников, контролировать работу которых администрация детского сада самостоятельно не вправе. В случае каких-то нарушений учреждение должно сообщить руководителю данных работников, то есть медицинскому учреждению.
Медосмотры работников учреждения
Дополнен пункт о медосмотре. Сейчас в нем идет речь только о педагогических работниках, медосмотр которых проводится за счет учредителя.
Теперь включена норма и об иных работниках – они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) за счет средств работодателя.
Запрет на работу в учреждении
Дополнен перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. Сейчас к такой деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. В новом Положении это основание существенно расширяется. Теперь не допускаются лица, не только имеющие судимость (она сохраняется в течение ограниченного количества лет после совершения преступления в зависимости от его тяжести и по прошествии определенного срока автоматически снимается), но и имевшие судимость (даже 20 лет назад). Кроме того, расширен перечень преступлений: за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Так что тем, кто когда-либо нанес кому-то побои или уклонялся от уплаты алиментов, или повредил памятник истории и культуры, а также если занимался хулиганством, вандализмом или пиратством, воспитателем в детском саду уже никогда не стать.
Исключен пункт о возможности введения в штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития дополнительных должностей учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников.
Обеспечение учреждения
Дополнены нормы о материально-техническом обеспечении дошкольного учреждения.
При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база указанного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия).
Отмечен и такой момент. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь в процессе пребывания в учреждении.
Важно запомнить
В целом новое Положение о дошкольных учреждениях , учитывая современные тенденции, закрепляет, в частности, нормы о том, что учреждения, в которых в составе воспитанников есть инвалиды, должны быть специально оборудованы (пандусами, лифтами, специальными креслами). Введен запрет на работу в учреждениях лиц, ранее осужденных.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера