- Как заставить банк проводить платежи:
- Получите от банка причину отказа
- Напишите заявление в комиссию ЦБ
- Потребуйте, чтобы банк исполнил решение ЦБ
Шпаргалка: за что сейчас заблокируют «Клиент-Банк» и как этого избежать >>
ЦБ подсказал, как добиться от банкиров объяснений, почему банк отказался проводить платеж. Как компании реабилитироваться и вычеркнуть себя из черного списка (информационное письмо от 12.09.2018 № ИН-014-12/61). Кого включают в список — ниже.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Сначала компания должна обратиться в банк, который ей отказал. И передать ему документы и сведения, которые подтверждают, что операция законная. Если банк согласится, то сообщит в Росфинмониторинг, что организация устранила основания для отказа, и ее исключат из списка. Такие правила ввели с 30 марта 2018 года (п. 13.4—13.5 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Если банк откажет, компания вправе обжаловать это в межведомственной комиссии при ЦБ. Комиссия рассмотрит обращение в течение 20 рабочих дней. Затем в течение трех рабочих дней сообщит компании о своем решении.
ЦБ разъяснил, что временных ограничений для подачи жалобы нет. То есть компания вправе в любое время обратиться в банк, а затем в ЦБ. Обжаловать можно даже отказ банка, который тот принял несколько лет назад, начиная с 30 июня 2013 года. С этого момента банки получили право не проводить сомнительные операции (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
- На заметку
-
Кого включают в черный список
Банки отказываются проводить операцию по списанию денег со счета, если считают ее подозрительной (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ). Кроме того, банк не заключает с сомнительными клиентами договор банковского счета. А уже заключенный договор банк вправе расторгнуть, если два раза в течение календарного года отказался совершать платежи (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ). Во всех случаях отказов компанию включают в черный список. ЦБ рассылает его банкам. В результате и другие кредитные организации отказываются сотрудничать с компаниями из списка.
Чтобы отказать компании, банкирам достаточно подозрений в том, что она совершает незаконные операции. Поэтому в список попадают и добросовестные организации. В списке около 500 000 компаний.
-
Легально выбраться из черного списка ЦБ поможет подробная схема >>
Получите от банка причину отказа
Компания вправе запросить у банка причину отказа. А банк должен ответить. Причем ответ должен быть содержательным.
Закон запрещает банкирам информировать клиентов о тех мерах, которые они принимают в рамках закона об отмывании доходов. Но ЦБ пояснил, что иногда допускается раскрыть такую информацию. К этим ситуациям относится и отказ проводить операцию или заключать договор банковского счета. Таким образом, если клиент попросит сообщить причину отказа, банкиры обязаны это сделать.
Бывает, что банки ссылаются на Закон № 115-ФЗ и не сообщают, что именно им показалось подозрительным. Поэтому ЦБ разъяснил, что банк должен предоставить клиенту достаточную информацию, чтобы он имел возможность оспорить отказ. К примеру, банк может сообщить, что компания не предоставила по его запросу платежки на уплату налогов. Или банк отказался открыть счет из-за того, что в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности данных о компании.
Если банк предоставил отписку, ссылайтесь на новые разъяснения ЦБ. Образец письма в банк о причинах отказа — ниже.
Образец 1. Запрос в банк о причине отказа
Возможно, банк сразу аргументировал отказ. Тогда напишите в банк просьбу его отменить. Приложите подтверждающие документы и сведения. В зависимости от ситуации это могут быть договоры с контрагентами, платежки на уплату налогов и другие документы. Если банкиров это не убедит, обращайтесь в комиссию ЦБ.
Напишите заявление в комиссию ЦБ
В заявлении в комиссию ЦБ укажите данные о компании, банке и платеже, который он отказался проводить (Указание ЦБ от 30.03.2018 № 4760- У). Направьте заявление в ЦБ по почте или через интернет-приемную на сайте cbr.ru. Образец заявления в ЦБ ниже.
Образец 2. Заявление в комиссию ЦБ
Потребуйте, чтобы банк исполнил решение ЦБ
Решение комиссии распространяется на ту операцию, в которой банк отказал. Или на тот договор, который банк отказался заключать. Если ЦБ признал отказ незаконным, повторно отправьте в банк платежку. Если речь о договоре, то вы вправе еще раз обратиться в банк, чтобы открыть счет. Банк не вправе отказать второй раз.
ЦБ подчеркнул, что решение комиссии действует для конкретной операции или договора. Не стоит рассчитывать, что все другие операции банк будет обязательно проводить. Банкиры вправе отказать, если посчитают платеж сомнительным. Тогда компании придется оспаривать новый отказ. Но риск необоснованных отказов снижается, если комиссия уже принимала решение в пользу компании.
Банк вправе расторгнуть договор с компанией, если два раза в течение календарного года отказался проводить операцию. ЦБ рассмотрел ситуацию, когда компания обжаловала отказы. Если комиссия примет решение по обоим отказам в пользу компании, банк должен заново открыть счет. Для этого нужно сдать в банк документы, которые требуются при открытии счета.
Чем закончилась для компаний жалоба в комиссию ЦБ
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту