Нет, не будет, за исключением налогового агента по НДС, если наблюдение за перемещением транспорта и контроля топлива является услугой по обработке информации. При этом нет необходимости представлять информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:*
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Рекомендация:Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
Реализация работ или услуг
В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):*
- по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
- по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
- по месту деятельности покупателя работ (услуг);
- по месту фактического оказания услуг.
При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев*.
По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):*
- российской организацией;
- предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
- представительством иностранной организации, находящимся в России.
Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ*.
Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг)*.
Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России*.
Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России*.
Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:*
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.
То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России*.
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России*.
Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице*.
Вспомогательные работы, услуги
В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство*.
Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ*.
Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС*
Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.
Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:
- и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
- заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
- вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.
Такой подход подтверждается письмами Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-15/52, от 8 ноября 2011 г. № 03-07-08/308, от 17 сентября 2010 г. № 03-03-06/4/88, от 15 января 2008 г. № 03-07-08/07и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. № А56-8906/2005, Московского округа от 2 марта 2006 г. № КА-А40/916-06 и от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9952-06).
При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Справочник:Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации*, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) | Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) |
4. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:*
- дивидендов российским организациям (п. 3 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
- иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1НК РФ);
- определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты
Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:*
- если выплачивают доходы за товары (работы, услуги, имущественные права), реализация которых не приводит к образованию постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ);
- если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация имела фактическое право на получение дохода;
- если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах 7 и 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ;
- если приобретают государственные и муниципальные ценные бумаги (подп. 2 п. 5 ст. 286, п. 2 и 4 ст. 287 НК РФ).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5. Рекомендация:Как составить и сдать налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям
Налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, должны составлять налоговые агенты по налогу на прибыль (п. 4 ст. 310 НК РФ)*.
Какие доходы нужно отразить
Расчет составляется в отношении доходов, которые перечислены в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ*. Поэтому любые доходы из этого перечня, выплаченные иностранной организации, должны быть отражены в расчете. Независимо от того, возникала ли у налогового агента обязанность удержать из доходов сумму налога на прибыль или нет. Об этом говорится в абзаце 3 общих положений Инструкции, утвержденной приказом МНС России от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275, и в письме ФНС России от 25 октября 2013 г. № ОА-4-13/19222.
Ситуация: вправе ли инспекция оштрафовать организацию, которая не представила расчет о доходах, выплаченных иностранным контрагентам. Удерживать налог с таких доходов она не обязана*
Да, вправе.
По итогам прошедшего отчетного (налогового) периода налоговый агент должен составить и сдать в инспекцию расчет (информацию) о суммах доходов, выплаченных иностранным организациям, и о суммах удержанных налогов. Об этом сказано в пункте 4 статьи 310 Налогового кодекса РФ. В отношении доходов, выплаченных иностранным организациям, определение налоговой базы нарастающим итогом с начала года (с зачетом ранее начисленных авансовых платежей)налоговым законодательством не предусмотрено (письмо ФНС России от 20 ноября 2009 г. № 3-2-14/20).
Налог нужно удерживать и перечислять в бюджет при каждой выплате доходов (п. 1 ст. 310 НК РФ). Исключение составляют случаи, перечисленные в пункте 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ. Однако освобождение организации от обязанности удерживать налог в этих ситуациях не снимает с нее статуса налогового агента. То есть и в этих случаях она обязана представлять в инспекцию документы, необходимые для налогового контроля (подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям, относится к таким документам. Поэтому его непредставление является основанием для привлечения организации к ответственности по пункту 1 статьи 126Налогового кодекса РФ.
Сведения о выплате доходов иностранным организациям, с которых организация не удержала налог на основании пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ, нужно отразить в расчете за тот период, в котором производились эти выплаты. Такой порядок следует из пункта 1статьи 310 Налогового кодекса РФ.
При этом в разделе 1 налогового расчета нужно заполнить графы 1–7 (графы 8–12 не заполняются), а в разделе 2 – графы 1–8 (графы 9–13 не заполняются).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/334 и ФНС России от 25 октября 2013 г. № ОА-4-13/19222. Есть примеры судебных решений в пользу данной позиции (см., например, определение ВАС РФ от 9 февраля 2007 г. № 384/07, постановления ФАС Московского округа от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9925-06, Уральского округа от 6 марта 2008 г. № Ф09-184/08-С3, от 21 декабря 2005 г. № Ф09-5846/05-С7).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации – налоговому агенту не представлять в инспекцию налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, если при этом не нужно было удерживать налог. Они заключаются в следующем.
Налоговыми агентами признаются организации, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика налога и перечисления сумм налога в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны представить в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В данном случае это информация осуммах выплаченных иностранным организациям доходов иудержанных с них налогов (п. 4 ст. 310 НК РФ).
Из буквального толкования пункта 4 статьи 310 Налоговогокодекса РФ следует, что налоговый агент должен представить расчет, только если он и выплатил доход, и удержал с него налог (поскольку в тексте нормы применен союз «и», а не союз «и (или)». Вместе с тем, у организации, выплатившей иностранной организации доход, может отсутствовать обязанность удержать налог (п. 2 ст. 310 НК РФ). В этом случае ей не нужно подавать налоговый расчет (информацию) только в отношении информации о суммах выплаченного иностранному лицу дохода.
Такие доводы приведены, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 9 апреля 2009 г. № А13-7472/2008.
Кроме того, существуют примеры судебных решений, в которых делается вывод о том, что если у организации отсутствует обязанность по удержанию налога, то она не признается налоговым агентом. А следовательно, не обязана подавать расчет о выплаченных суммах дохода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2010 г. № А27-5405/2009, Северо-Западного округа от 9 апреля 2009 г. № А13-7471/2008, от 17 марта 2008 г. № А56-4538/2007, Поволжского округа от 12 марта 2009 г. № А72-5266/2008).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
28.05.2015г.