Отделение иностранной организации образует постоянное представительство, если через него регулярно (т. е. систематически) осуществляется предпринимательская деятельность (п. 2 ст. 306 НК РФ). Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность является предпринимательской при условии, что она направлена на систематическое получение прибыли и осуществляется на свой риск.
Иных критериев для определения постоянного представительства иностранной организации ни налоговое, ни гражданское законодательство не устанавливает, соответственно, того факта, что иностранная организация систематически участвует в семинарах и получает прибыль от этой деятельности, достаточно чтобы возникла необходимость регистрировать постоянное представительство.
Представительство иностранного юридического лица в России может быть открыто только по разрешению аккредитующего органа.
В настоящее время действуют следующие правила аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц
1. Аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ФНС России).
2. Заявление об аккредитации необходимо представить в течение 12 месяцев со дня принятия решения об открытии представительства. К заявлению нужно приложить документы (перечень которых пока не утвержден) и заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных сотрудников представительства или филиала.
Аккредитация осуществляется в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов.
Подтверждением аккредитации является документ о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (ч. 2 ст. 4 Закона № 106-ФЗ).
После аккредитации организация должна:
1. встать на учет в налоговом органе в связи с открытием представительства на территории РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Для этого иностранное юридическое лицо обязано подать заявление в налоговый орган по установленной форме по месту открытия представительства в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ (ст. 83 НК РФ, приказ ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах», приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»). Одновременно с этим заявлением иностранная организация предоставляет все необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 10 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (приложение к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н).
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата создания представительства иностранной организации, указанная в заявлении о постановке ее на учет.
2. провести персональную аккредитацию сотрудников – иностранных граждан (при необходимости и членов их семей). Персональная аккредитация иностранных граждан подтверждает их официальный статус и обеспечивает право работать в России без получения дополнительного разрешения в органах ФМС. Срок персональной аккредитации ограничивается периодом действия аккредитации представительства.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как создать филиал иностранной организации в России и чем он отличается от ООО с иностранными инвестициями
Одной из форм привлечения иностранных инвестиций на российский рынок, помимо создания российской организации с иностранными инвестициями, является создание филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ. При этом можно вывести ряд преимуществ как для инвестора, выбирающего открытие филиала иностранной организации в России, так и для инвестора, выбирающего создание российской организации с иностранными инвестициями (см. сравнительную таблицу).
Для начала деятельности иностранной организации необходимо провести обязательную аккредитацию своего филиала на территории РФ, порядок проведения которой определяется Правительством РФ. Правовой основой создания в России обособленных подразделений иностранных юридических лиц является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).*
Что представляет собой филиал иностранной организации в России
Филиал иностранного юридического лица – это обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.
Филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). При создании и регистрации они наделяются имуществом создающих их иностранных юридических лиц. Их деятельность регламентирована положением о филиале, утвержденным головной организацией. Руководители филиалов назначаются самим юридическим лицом и действуют на основании доверенности, выданной юридическим лицом.
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления в России той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация (абз. 1 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). Иначе говоря, если иностранная организация создает филиал на территории РФ с целью осуществления предпринимательской деятельности, то и деятельность головной организации должна иметь коммерческий характер, то есть в стране своего резидентства головная компания должна быть зарегистрирована как коммерческая организация.
Внимание! Иностранному инвестору необходимо учитывать, что имущественную ответственность по обязательствам, принятым филиалом от имени головной организации, несет сама головная организация
Исключение составляет только вопрос налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ филиалы иностранной организации являются самостоятельным налогоплательщиком с обязанностью по уплате налогов и сборов на территории РФ (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля 2006 г. № 1782/06).
Право иностранного инвестора на создание филиалов иностранной организации на территории России обременяется специальной обязанностью в виде аккредитации филиалов (на филиалы российских компаний такая обязанность не возлагается).
Что такое аккредитация филиала иностранных организаций
Аккредитация представляет собой официальное признание (подтверждение) правового статуса филиала иностранной организации.
При этом сам процесс аккредитации филиала иностранного юридического лица можно рассматривать как совокупность действий уполномоченных государственных органов РФ по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на открытие подразделений иностранного юридического лица на территории РФ, к которым, в частности, относятся и филиалы.
Кроме того, аккредитация филиалов иностранных юридических лиц является опосредованным государственным контролем за иностранным инвестированием в российскую экономику.*
Как проводится процедура аккредитации филиала иностранных организаций
За аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц»).
Как до 1 января 2015 года провести аккредитацию филиала иностранного юридического лица
В настоящее время выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возложено на ФБУ «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ» (п. 2 постановления Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419). Также функция по аккредитации обособленных структурных подразделений иностранных юридических лиц закреплена в уставе федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденном приказом Минюста России от 20 июля 2011 г. № 269.
ФБУ «Государственная регистрационная палата» является некоммерческой организацией, то есть не является федеральным органом исполнительной власти, который в силу статьи 21 Закона об иностранных инвестициях вправе осуществлять аккредитацию филиалов иностранных организаций в РФ.
Сейчас единственным актом, регулирующим порядок аккредитации филиалов, является Временное положение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации», утвержденное Минюстом России 31 декабря 1999 г. Некоторую методическую помощь в подготовке документов для аккредитации филиала может оказать Регламент исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденный приказом ФГУ ГРП при Минюсте России от 10 октября 2007 г. № 60/об (и информация, размещенная на сайте ФБУ «Государственная регистрационная палата» в разделе «Аккредитация филиалов»).
Что изменится с 1 января 2015 года в процедуре аккредитации филиалов иностранных организаций
С 1 января 2015 года начнут действовать следующие правила.
1. Аккредитацию филиалов, а также представительств иностранных юридических лиц будет проводить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Пока такой орган законодательно не определен, но можно предположить, что им станет ФНС России.
2. Заявление об аккредитации необходимо будет представить в течение 12 месяцев со дня принятия решения об открытии филиала или представительства.
К заявлению нужно приложить документы (перечень которых пока не утвержден) и заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных сотрудников представительства или филиала.
Аккредитация осуществляется в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов.
Подтверждением аккредитации является документ о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
3. Законодатель указал причины отказа в аккредитации. В аккредитации откажут при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в абзацах 14-18 пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 106-ФЗ).
Отказ в аккредитации можно обжаловать в судебном порядке.
Такие правила вводятся с 1 января 2015 года Законом № 106-ФЗ.
На сайте ФБУ «Государственная регистрационная палата» подробно описана процедура аккредитации филиалов с указанием перечня документов для открытия (аккредитации) филиала, документов для продления срока аккредитации филиала. Подробнее о перечне документов для аккредитации филиала см. таблицу.
Что происходит после аккредитации филиала иностранных организаций
После завершения процедуры аккредитации филиалу выдается разрешение на открытие, которое, как правило, оформляется в течение 21 рабочего дня с момента представления полного комплекта документов. С 1 января 2015 года срок аккредитации будет составлять 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов. При этом днем аккредитации будет считаться день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (ч. 2 ст. 4 Закона № 106-ФЗ).*
Внимание! Филиалы иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы до 1 января 2015 года и у которых не истек срок действия аккредитации, будут обязаны не позднее 1 апреля 2015 года представить сведения для внесения их в государственный реестр
Такое правило содержится в пункте 4 статьи 8 Закона № 106-ФЗ.
Исключение составляют иностранные кредитные организации и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, поскольку:
- в отношении иностранных кредитных организаций Закон № 106-ФЗ вступил в силу 3 мая 2014 года (п. 2 ст. 8 Закона № 106-ФЗ), и в качестве органа, уполномоченного на аккредитацию, выступает Центробанк России;
- в отношении представительства иностранных юридических лиц в качестве органа, уполномоченного на аккредитацию, выступает Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация).
При необходимости срок оформления может быть сокращен до семи рабочих дней (п. 24Регламента исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденногоприказом ФГУ ГРП при Минюсте России от 10 октября 2007 г. № 60/об).
Помимо государственной пошлины в размере 120 000 руб. за каждый филиал (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) дополнительно платится аккредитационный сбор. Государственная регистрационная палата установила сроки регистрации и величину такого сбора. Его размер зависит от срока регистрации (в обычном порядке – в течение 18 рабочих дней, в ускоренном – в течение 5 рабочих дней) и от срока аккредитации (см. таблицу).
Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц осуществляется на срок один, два, три и пять лет и при необходимости может быть продлена.
После аккредитации организация должна выполнить следующее.
1. Как и российское юридическое лицо, иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе в связи с открытием филиала на территории РФ.
Для этого иностранное юридическое лицо обязано подать заявление в налоговый орган по установленной форме по месту открытия филиала в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления филиалом деятельности на территории РФ (ст. 83 НК РФ, приказ ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах», приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»). Одновременно с этим заявлением иностранная организация предоставляет все необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 10 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (приложение к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н).*
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата создания филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке ее на учет.
2. В необходимых случаях при открытии филиала провести аккредитацию работников.
Персональную аккредитацию обязаны пройти все постоянно работающие в России иностранные сотрудники филиалов и при необходимости члены их семей.
Российские граждане проходят аккредитацию только в случае назначения их на пост главы филиала. Персональная аккредитация иностранных граждан подтверждает их официальный статус и обеспечивает право работать в России без получения дополнительного разрешения в органах ФМС.
Срок персональной аккредитации ограничивается периодом действия аккредитации филиала.
Аккредитованным сотрудникам филиала и членам их семей предоставляется паспортно-визовая поддержка. Всем персонально аккредитованным сотрудникам на период аккредитации выдается документ – аккредитационная карточка.
Когда филиал иностранной организации может заключать договоры в рамках деятельности на территории России
Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность (заключать договоры и пр.) на территории РФ со дня аккредитации.
И с этого же дня на филиал распространяются все гарантии, льготы и защита, предоставляемые Законом об иностранных инвестициях.
Таким образом, для филиалов иностранных юридических лиц момент возникновения гражданской правоспособности определяется моментом окончания процедуры аккредитации филиала.
Что представляет собой представительство иностранного юридического лица (чем оно отличается от филиала иностранной организации)
В Законе об иностранных инвестициях не установлен порядок создания представительства иностранного юридического лица, что в свое время повлекло опасения со стороны иностранных инвесторов относительно возможности его создания в целом и предоставления гарантий его деятельности в России в частности. Желание иностранных инвесторов открыть именно представительство вызвано преимуществами налогообложения, поскольку деятельность иностранной компании через представительство (не через филиал) не подпадает под определение «постоянное представительство иностранной организации» (ст. 306 НК РФ). Вопрос о создании представительства иностранной организации решен: оно может быть создано при соблюдении требований законодательства РФ (в т. ч. требования пройти аккредитацию).*
Внимание! Даже аккредитованное представительство не может рассчитывать на гарантии и льготы, предоставленные Законом об иностранных инвестициях
Дело в том, что Закон об иностранных инвестициях не устанавливает ни правовой режим представительства, ни содержит вообще какого бы то ни было определения представительства иностранной организации. Действие названного закона распространяется только на аккредитованные в установленном порядке филиалы иностранных организаций.
На сайте ФБУ «Государственная регистрационная палата» описана процедура открытия (аккредитации) представительства.
Дополнительно к документам, необходимым для аккредитации филиала, для аккредитации представительства нужно приложить рекомендательные письма российских деловых партнеров. Должно быть не менее двух писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, подписанных руководителями и скрепленных фирменными печатями.
Разрешение на открытие представительства, как правило, оформляется в течение 18 рабочих дней с момента подачи полного комплекта документов. При необходимости срок оформления разрешения может быть сокращен до пяти рабочих дней.*
Татьяна Ситнова
руководитель юридического департамента холдинга Kira Plastinina
Юлия Копеева
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Анастасия Курдюкова
юрист авиакомпаний Air France / KLM Royal Dutch Airlines по региону Россия и СНГ
2. Рекомендация:Как открыть представительство ООО
По умолчанию вопрос об открытии представительства относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение об открытии представительства уполномочен принимать иной орган управления общества.*
Так, решение об открытии представительства принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос об открытии представительств (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение об открытии представительства единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос об открытии представительств (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как открыть представительство по решению общего собрания участников ООО
Чтобы открыть представительство в обществе, где решение об открытии этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу об открытии представительства.*
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос об открытии представительства, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).
Если открыть представительство нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества(генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о представительстве. По закону представительство действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос об открытии представительства (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом представительстве (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с открытием представительства, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.*
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о представительстве. Какую именно информацию о представительстве необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе открыто представительство (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества представительств необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре представительства. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о представительстве.
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- об открытии представительства;
- об утверждении Положения о представительстве;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с открытием представительства).
Решения по вопросам об открытии представительства и утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о представительстве достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Внимание! Устав ООО может предусматривать необходимость большего числа голосов для принятия решений по вопросам, связанным с открытием представительства
В уставе может быть закреплено, что для принятия решений по вопросам (вопросу), связанным с открытием представительства, требуется большее число голосов по сравнению с тем числом, которое предусмотрено в законе. Например, устав может предусматривать, что решение об утверждении Положения о представительстве будет считаться принятым тогда, когда за него проголосуют участники, обладающие в совокупности 60 (а не 50) процентами голосов от общего числа голосов.
Если устав содержит подобные требования, их необходимо соблюсти. В противном случае (т. е. при отсутствии нужного числа голосов) решения не будут иметь силы, причем независимо от их обжалования в суде (п. 6 ст. 43 Закона об ООО).
Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с открытием представительства. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения об открытии представительства в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения представительства.
В одном и том же муниципальном образовании или городе федерального значения ООО открывает несколько представительств либо одно представительство и одно или несколько иных обособленных подразделений. Можно ли все эти подразделения поставить на учет в одной налоговой инспекции
Да, можно.
Если ООО создает несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (либо в Москве или Санкт-Петербурге), но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, то можно зарегистрировать все подразделения по месту нахождения любого из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем не имеет значения, какие именно обособленные подразделения открываются – филиалы, представительства или иные подразделения.
Чтобы встать на учет по месту нахождения одного из подразделений, нужно представить в инспекцию по месту нахождения ООО уведомление о выборе налогового органа. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@. Уведомление имеет смысл подать вместе сдокументами, необходимыми для госрегистрации внесенных в устав изменений.
В-шестых, назначить руководителя (директора) представительства и выдать ему доверенность.
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора представительства, должен быть указан в Положении о представительстве и (или) уставе ООО*. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора представительства. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о представительстве) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора представительства принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор представительства действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор представительства будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о представительстве;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор представительства вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя представительства и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить об открытии представительства орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня открытия представительства (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения представительства. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- представительство имеет отдельный баланс;
- представительство имеет отдельный расчетный счет;
- представительство самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.*
Обоснование
Такие правила установлены:
- в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон об обязательном социальном страховании);
- в пункте 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ), утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
- в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (далее – Порядок регистрации в ФСС России), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.
Как составить Положение о представительстве ООО
Закон не предусматривает, какие сведения должно содержать Положение о представительстве. Если в обществе есть документ, регулирующий порядок создания представительства (например, Положение о территориальных филиалах и представительствах), юристу необходимо руководствоваться предписаниями такого документа. Если этот документ отсутствует или не достаточно четко регулирует процедуру открытия представительства, в Положении о представительстве имеет смысл указать следующую информацию.
1. Наименование и место нахождения представительства.
2. Цель открытия представительства и его функции.
Если представительство будет представлять все интересы общества (например, совершать любые сделки от лица ООО), то в положение достаточно включить следующий пункт: «Представительство представляет интересы Общества и осуществляет их защиту».
Если представительство открывают с какой-либо конкретной целью (например, только для заключения договоров купли-продажи с покупателями), то в положении нужно указать ограниченный (исчерпывающий) перечень функций представительства. Такое ограничение может потребоваться, например, для того, чтобы обезопасить общество от сделок, совершенных недобросовестным руководством представительства с нарушением интересов самой организации.
Пример того, как в Положении о представительстве ООО перечислить конкретные функции представительства
«Представительство представляет интересы Общества на территории Брянской области путем заключения от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции».
3. Сведения об организационной структуре представительства и порядке взаимодействия органов представительства с органами общества. Как правило, в Положении о представительстве прописывают основы внутреннего управления представительством (включая решение кадровых вопросов), порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, вопросы контроля за деятельностью представительства.
Особое внимание имеет смысл уделить урегулированию статуса руководителя (директора) представительства. Так, закон устанавливает, что руководитель представительства назначается обществом и действует на основании доверенности, выданной обществом (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Вместе с тем, порядок назначения директора представительства и его полномочия в законе не конкретизированы. Следовательно, эти вопросы нужно урегулировать в Положении о представительстве. В положении также стоит указать, установлены ли для директора ограничения на совершение конкретных сделок (например, запрет на совершение сделок по отчуждению недвижимости, закрепленной за представительством; обязательное согласие генерального директора на заключение договоров аренды оборудования и т. д.).
Пример того, какую информацию о директоре представительства можно отразить в Положении о представительстве ООО
«Представительство возглавляет директор, назначаемый генеральным директором Общества и действующий на основании доверенности.
Директор Представительства:
- осуществляет текущее руководство деятельностью Представительства;
- представляет интересы Общества в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;
- осуществляет защиту интересов Общества в пределах полномочий, предусмотренных доверенностью;
- издает приказы и дает указания, обязательные для сотрудников Представительства;
- обеспечивает надлежащее исполнение решений органов Общества, принятых в отношении Представительства.
Директор Представительства не вправе совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за Представительством».
Впрочем, детально регулировать перечень полномочий и ограничений в положении не обязательно. Достаточно указать лишь общие функции директора представительства. Конкретный объем полномочий прописывают в доверенности, на основании которой действует директор. Если директор совершит сделку с превышением таких полномочий и ООО не одобрит ее, сделка будет считаться заключенной от имени и в интересах самого руководителя представительства, а не юридического лица (п. 1 ст. 183 ГК РФ).
4. Сведения об имуществе представительства. Нужно включить пункт о том, каким имуществом общество наделяет представительство (подробно состав имущества указывать не обязательно), а также определить, на каком балансе имущество будет учитываться – на отдельном или на балансе ООО. Кроме того, имеет смысл конкретизировать, будет представительство иметь свой расчетный счет или все расчеты будут осуществляться через общество. Как правило, представительство собственного баланса и отдельного расчетного счета не имеет, поскольку не ведет финансово-хозяйственную деятельность как таковую.
Может ли ООО наделить представительство имуществом, которое не принадлежит обществу на праве собственности
Да, может.
Представительству можно передать имущество, принадлежащее ООО на праве временного владения и пользования. Например, обществу разрешается заключить с третьим лицом (арендодателем) договор аренды помещения и закрепить арендованное помещение за представительством.
5. Сведения о печати представительства. Представительство может иметь собственную печать, а также угловой штамп, бланки, иные атрибуты, позволяющие индивидуализировать обособленное подразделение. Однако такие атрибуты должны содержать указание на полное фирменное наименование общества.
Пример того, как отразить в Положении о представительстве ООО сведения о печати представительства
«Представительство имеет круглую печать с полным фирменным наименованием Общества на русском языке и текстом "Рязанское представительство"».
6. Порядок прекращения деятельности представительства. Целесообразно указать, какой орган принимает решение о закрытии представительства, и урегулировать порядок разрешения организационных вопросов, связанных с ликвидацией подразделения (например, увольнение сотрудников представительства, оценка имеющегося в представительстве имущества и его возврат в головное общество и т. д.).
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
3. Письмо Минфина России от 30.12.2014 N 03-08-05/68595
«Как следует из письма, компания осуществляет работы, связанные с презентацией товара и услуг, ведет переговоры с потенциальными покупателями. Головная организация осуществляет финансирование для нужд филиала иностранной компании на территории Российской Федерации (заработная плата, зарплатные налоги и взносы, командировочные расходы, хозяйственные расходы).
Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации, то есть свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом норм Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор).
В статье 5 Договора предусмотрено, что термин "постоянное представительство" для целей применения Договора означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, указанную в пункте 2 статьи 306 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 306 Кодекса факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 статьи 306 Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.
К подготовительной и вспомогательной деятельности относится деятельность, указанная в пункте 4 статьи 306 Кодекса.
Таким образом, если филиал иностранной организации на территории Российской Федерации осуществляет только подготовительную работу, связанную с презентацией товара и услуг, проведение переговоров с потенциальными покупателями, то такая деятельность, по мнению Департамента, не может рассматриваться в качестве предпринимательской и данная деятельность не приводит к образованию постоянного представительства.
При этом если иностранная организация будет осуществлять предпринимательскую деятельность (продажу товаров), то филиал иностранной компании будет самостоятельным плательщиком налога на прибыль организаций с момента осуществления регулярной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации (основание - пункт 3 статьи 306 Кодекса).
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность является предпринимательской при условии, что она направлена на систематическое получение прибыли и осуществляется на свой риск.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме*.»
4. Статья 306 Налогового кодекса РФ
«1. Положениями статей 306-309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.
3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.
При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2-4 статьи 308 настоящего Кодекса.*
4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
3) Подпункт исключен с 30 июня 2002 года Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ, действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года –
3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
4.1. Факт осуществления лицом, являющимся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", деятельности на территории Российской Федерации в связи с исполнением обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета в течение периода организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, при наличии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.
5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.
6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.
7. Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.
8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренныхпунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.
9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации».
29.05.2015г.