Заключите с гражданином договор на оказание юридических услуг.
По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить деятельность), а заказчик - их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Сроки и порядок оплаты указываются в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Расходы организации на юридические услуги, произведенные на основании заключенного гражданско-правового договора, соответствуют критериям НК РФ. Они могут быть отнесены к расходам на оплату труда на основании пункта 21 статьи 255 НК РФ или к прочим расходам (как расходы на юридические услуги) согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2008 № 20-12/050126). В соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие затраты.
Да, организация обязана выполнить функцию налогового агента по НДФЛ.
Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях:
– если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) (ст. 227 НК РФ);
– если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно (п. 1 ст. 228 НК РФ). Вознаграждения по ГПД к таким доходам не относится. Кроме того, из вопроса не следует, что гражданин является адвокатом.
По доходам, в отношении которых организация признается налоговым агентом, она не вправе возлагать на получателей доходов обязанность самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена (п. 5 ст. 3 НК РФ). Даже если подобное положение будет зафиксировано в гражданско-правовом договоре или дополнительном соглашении к нему, оно будет считаться ничтожным. Ответственность за своевременное и полное перечисление налога в бюджет в этом случае все равно возлагается на налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/3-292, от 15 июня 2010 г. № 03-04-06/3-148.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Кто должен платить НДФЛ
НДФЛ платят как резиденты (с доходов, полученных от источников в России и за ее пределами), так и нерезиденты (с доходов, полученных от источников в России). Об этом говорится в статьях 208 и 209 Налогового кодекса РФ.
Удержание НДФЛ налоговым агентом
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и заплатить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода платит налог самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).
Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях:
- если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) (ст. 227 НК РФ);
- если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно (п. 1 ст. 228 НК РФ).
В остальных случаях организация (обособленное подразделение иностранной организации) признается налоговым агентом и обязана удержать налог с получателя дохода (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). При этом обособленные подразделения иностранных организаций должны исполнять обязанности налоговых агентов независимо от того, имеют они статус постоянных представительств или нет, есть баланс и банковские счета или нет (письма Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-04-06/31538 и от 18 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/299).
Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).
Налоговая ответственность предусмотрена в виде:
- пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7 ст. 75 НК РФ);
- штрафа в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).
Пени рассчитают так:
Пени |
= |
Не уплаченный в срок налог |
х |
Количество календарных дней просрочки |
х |
1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы удержанного НДФЛ и пеней (п. 5 ст. 108 НК РФ). Это означает, что налоговая инспекция может взыскать эти суммы с организаций в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Исключение установлено в отношении государственных (муниципальных) учреждений, которым открыт лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе). Взыскать с них сумму НДФЛ и пени налоговая инспекция может только в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса РФ).
Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г. № 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08, от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1, Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006, Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.
К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:
- руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
- главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
- другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.
Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента. Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).
Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности (ст. 199.1 УК РФ).
По доходам, в отношении которых организация признается налоговым агентом, она не вправе возлагать на получателей доходов обязанность самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена (п. 5 ст. 3 НК РФ). Даже если подобное положение будет зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре или дополнительном соглашении к нему, оно будет считаться ничтожным. Ответственность за своевременное и полное перечисление налога в бюджет в этом случае все равно возлагается на налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/3-292, от 15 июня 2010 г. № 03-04-06/3-148.
Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении вознаграждение по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с гражданином
ОСНО
Вознаграждения за выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам учтите при расчете налога на прибыль в составе:
- расходов на оплату труда, если договор заключен с гражданином, не состоящим в штате организации (п. 21 ст. 255 НК РФ);
- прочих расходов, если договор заключен с предпринимателем, не состоящим в штате организации (подп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Исполнитель дублирует функции штатных сотрудников
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль выплаты по гражданско-правовым договорам, если в штате организации есть сотрудники, выполняющие аналогичные функции
Нет, нельзя.
Расходы на выплаты по гражданско-правовым договорам являются экономически обоснованными только в том случае, если сторонний исполнитель, работающий по такому договору, не дублирует функции штатных сотрудников. Такая позиция отражена в письмах Минфина России от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/257, от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/200, от 31 мая 2004 г. № 04-02-05/3/42 и ФНС России от 20 октября 2006 г. № 02-1-08/222.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль выплаты по гражданско-правовым договорам, даже если в штате есть сотрудники, выполняющие аналогичные функции. Они заключаются в следующем.
Налоговое законодательство не ставит экономическую оправданность расходов на выплаты по гражданско-правовым договорам в зависимость от того, имеются ли у организации штатные сотрудники, выполняющие аналогичные функции.
Таким образом, наличие в штате организации сотрудников с аналогичными обязанностями не является основанием для того, чтобы признать такие затраты экономически неоправданными. Такой вывод подтверждается пунктом 3 определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07, постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2008 г. № Ф04-231/2008(681-А27-40), Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. № Ф04-231/2008(681-А27-40), от 1 декабря 2008 г. № А05-586/2008, Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А40/7963-09, от 5 мая 2009 г. № КА-А40/3335-09, Уральского округа от 18 мая 2009 г. № Ф09-3078/09-С3, Поволжского округа от 26 января 2009 г. № А55-9610/2008, Центрального округа от 26 июня 2009 г. № А35-991/08-С21.
В то же время в некоторых судебных решениях суды делают особый акцент на то, что организация может учесть выплаты по гражданско-правовым договорам при расчете налога на прибыль, если в должностной инструкции обязанности сотрудника не совпадают с перечнем оказываемых услуг. То есть если услуги сторонних исполнителей и штатных сотрудников не дублируются (см., например, определение ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. № ВАС-3597/09, постановления ФАС Московского округа от 18 января 2013 г. № А40-32442/12-129-151, от 13 апреля 2009 г. № КА-А40/2899-09, Поволжского округа от 22 октября 2009 г. № А49-1429/2009).
Порядок признания расходов
Порядок уменьшения налоговой базы на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору зависит от метода расчета налога на прибыль, применяемого организацией.
Если организация применяет кассовый метод, то начисленное вознаграждение учтите в составе расходов только после фактической выплаты его человеку (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, то начисленную сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору включите в состав прямых или косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ). Факт оплаты здесь значения не имеет (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Момент включения суммы вознаграждения в налоговую базу зависит от того, к каким расходам относится выплачиваемое вознаграждение – к прямым или косвенным.
Организации могут самостоятельно определить в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Внимание: при утверждении перечня прямых расходов в учетной политике учитывайте, что деление расходов на прямые и косвенные должно быть экономически оправданно (письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952). В противном случае налоговая инспекция может пересчитать налог на прибыль.
Вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам, которые относятся к прямым расходам, включите в налоговую базу по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Вознаграждения, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если организация оказывает услуги, то прямые расходы можно учесть, как и косвенные, в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).
В торговых организациях вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.
Александр Ермаченко,
эксперт БСС «Система Главбух»