В соответствии с приведенными ниже письмами Минфина России, субсидия на возмещение недополученных доходов не является внереализационным доходом независимо от ее налогообложения НДС, а относится к выручке от реализации.
Что касается налогообложения НДС суммы субсидии, то этот вопрос является спорным в связи с противоречием, заложенным в нормы гл. 21 НК РФ. ФНС России считает, что такая субсидия НДС не облагается, а Минфин России выражает противоположное мнение. Об этом вы можете прочитать в нижеследующей подборке. Из-за наличия двух противоположных точек зрения контролирующих ведомств риски, безусловно, существуют. Невключение субсидии в налоговую базу по НДС согласуется с точкой зрения ФНС России, однако противоречит правовой позиции, выраженной ВАС РФ, что делает развитие ситуации непредсказуемым в случае возникновения судебного спора. Поэтому, на наш взгляд, вам безопаснее уточнить этот вопрос в своей налоговой инспекции и обязательно обратиться с официальным запросом в Минфин России. Полученное от Минфина России разъяснение, адресованное персонально вашей организации, освобождает от налоговой ответственности.
Обоснование
1. Из Письма Минфина России от 10.06.2015 N 03-03-05/33757
«Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 НК РФ не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке *.»
2. Из ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2012 № 03-03-06/4/80
«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 15187/09.»
3. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как управляющей компании учесть при расчете налога на прибыль бюджетные средства. Субсидии выделены в связи с предоставлением коммунальных услуг с учетом льгот отдельным категориям потребителей
Бюджетные средства учтите в доходах от реализации (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Субсидии из бюджета к целевому финансированию отнести нельзя. Это следует из подпункта 14 пункта 1, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ и пункта 1 обзора, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.
Выручку от реализации коммунальных услуг управляющая компания отражает в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ). А выручку от реализации нужно определять исходя из всех поступлений, связанных с оказанием услуг (п. 2 ст. 249 НК РФ). В данной ситуации бюджетные субсидии напрямую связаны с оказанием коммунальных услуг. Следовательно, их нужно признать доходом от реализации.
Такой подход подтверждает письмо Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-03-06/4/80.
4. Из ПИСЬМА ФНС РОССИИ от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15677
«В соответствии с абз.3 ст.154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в указанной норме не конкретизируется, на что выделяется субсидия: на покрытие убытков или разницы между отпускной и регулируемой ценой. Поэтому полагаем, что бюджетные средства, полученные в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны облагаться НДС.
Однако в ряде разъяснений специалисты ориентируются на позицию Президиума ВАС РФ (п.1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применение отдельных положений гл.25 НК РФ, приложенный к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98), согласно которой возмещение из бюджета представляет собой часть выручки за оказанные услуги, приносит организации доход (экономическую выгоду).
Кроме того, согласно письмам Минфина России от 06.09.2007 № 03-07-11/389, от 27.08.2007 № 03-07-11/355, от 24.07.2007 № 03-07-11/259, если денежные средства выделяются из бюджета на оплату услуг, оказываемых льготной категории граждан, такие суммы, по мнению специалистов Минфина России, признаются суммами, полученными в счет увеличения доходов и на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ облагаются НДС. Аналогичное мнение высказали и специалисты налогового ведомства в письме УФНС России по г.Москве от 18.12.2007 № 19-11/120978.По нашему мнению, ссылка на п.1 Обзора применительно к абз.3 ст.154 НК РФ является несостоятельной, т.к. данный Обзор посвящен применению положений гл.25 НК РФ - налогу на прибыль организаций, а указанные письма Минфина России вступают в противоречие с нормами НК РФ.
На основании изложенного, полагаем, что субсидии, выделенные ОАО "РЖД" в 2008-2009 годах, не должны облагаться НДС.»
5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
- получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;
- бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
- пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством. Например, льготами по транспортному налогу;
- не исполнять требования налоговых инспекций, противоречащие действующему законодательству;
- обжаловать акты налоговых инспекций, а также действия (бездействие) их сотрудников;
- участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок;
- проводить совместную с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам) и получать акт сверки.
Кроме того, налогоплательщики имеют право:
- на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами, действиями (бездействием) налоговых инспекций и их сотрудников.
Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ.
6. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов
Обратиться в налоговую инспекцию можно:
- устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
- по электронной почте через Интернет;
- по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
- письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.
Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.
7. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству
Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.
Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.
Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.