Если директор возьмет очередной отпуск, можно оставить одного сотрудника, уполномоченного подписывать документы. С этим сотрудником можно оформить неоплачиваемый отпуск, а на дни, когда нужно подписывать документы он может выходить на работу. И затем оформлять новый отпуск. Количество отпусков и их срок не ограничены (ст. 128 ТК РФ).
Поскольку сотрудник будет выходить из отпуска подписывать документы, ему положена зарплата за фактически отработанное время (ч. 2 ст. 93 ТК РФ).
Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)
1.Из статьи журнала «УПРОЩЕНКА», № 5, МАЙ 2014
Будете ли вы начислять зарплату директору, если деятельности нет?
Опрос с таким названием вызвал большой отклик среди посетителей сайта. Оно и понятно — с ситуацией, когда доходов временно нет, малый бизнес сталкивается часто. И конечно, главный вопрос для бухгалтера: можно ли сократить одновременно и расходы? Наиболее сложно этот вопрос решается в отношении зарплаты — «просто так» ее нельзя перестать начислять, хотя директор, часто являющийся единственным наемным работником, и готов отказаться от заработка. Давайте посмотрим, как решают эту ситуацию ваши коллеги.
В опросе участвовали 470 человек
43% — оформлю отпуск безсодержания;
40% — не буду начислять;
13% — начислю МРОТ;
4% — оформлю как совместителя.
Почти половина опрошенных (43%) оформят директору отпуск без сохранения зарплаты. Этот вариант допустим и не противоречит трудовому законодательству. Поскольку любой сотрудник, в том числе и директор, может уйти в отпуск без содержания по своему желанию. Главное, чтобы время такого отпуска было установлено, а не являлось неопределенным.
Другой вопрос, получится ли полностью уйти в отпуск директору, потому что время от времени ему нужно подписывать какие-то бумаги, документы, отчетность, пусть и нулевую. Поэтому на дни, когда отчетность подписывается и сдается, директор может выходить на работу. И затем оформлять новый отпуск. Количество отпусков и их срок не ограничены (ст. 128 ТК РФ).*
Чтобы уйти в отпуск без содержания, директору нужно написать заявление на имя своего работодателя. То есть лица, которое подписывало с ним трудовой договор. Скорее всего, это будет один из участников общества (абз. 2 п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ, далее — Закон № 14-ФЗ). При этом, если ваш директор — единственный учредитель, писать заявление на свое имя ему не нужно, достаточно издать приказ о предоставлении отпуска без сохранения содержания (п. 3 ст. 40 Закона № 14-ФЗ).
Не многим меньше — 40% респондентов — просто не станут начислять директору зарплату. Такой вариант небезопасен, поскольку директор является полноправным сотрудником организации. А начислять заработную плату любому сотруднику нужно даже во время простоя, как минимум, надо выплачивать 2/3 среднего заработка ( ст. 157 ТК РФ ). За несоблюдение норм трудового законодательства компанию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб. На самого директора могут выписать штраф от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
13% бухгалтеров будут начислять зарплату в размере МРОТ. Такой вариант допустим и во многом удобен — начисляя минимум, вы освобождаете себя от необходимости, например, как в первом варианте, постоянно оформлять отпуска безсодержания.
Для того чтобы начать начислять заработок в размере МРОТ, составьте дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором укажите соответствующий оклад. И даже его вы можете уменьшить, если пропишете в допсоглашении условие о почасовой оплате. После чего в соответствии со статьей 93 ТК РФ директору нужно издать приказ об установлении неполного рабочего времени. В этом приказе укажите дату, с которой директор переводится на почасовую оплату, и оговорите, что его труд будет оплачиваться пропорционально отработанному времени. Также пропишите срок, на который устанавливается неполное рабочее время, в соответствии с вашим дополнительным соглашением. При необходимости срок можно будет продлить, составив новое соглашение и издав соответствующий приказ. А вот в табеле учета рабочего времени вы будете проставлять только рабочие часы в те даты, когда были совершены какие-то действия (подписание договоров и отчетов, визиты в инспекцию и т. д). То есть заработок исходя из МРОТ будет исчисляться только за конкретные часы работы, а не за полные дни.
Меньше всего — 4% участников опроса — оформят своего директора как совместителя. При таком варианте вы также сможете сократить суммы выплат. Ведь работа по совместительству изначально является работой с неполным рабочим днем (ст. 284 ТК РФ). Только в таком случае директор должен иметь еще основное место работы (ст. 282 ТК РФ).
Чтобы оформить совместительство, составьте дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе вашего директора на должность совместителя. В штатном расписании не забудьте утвердить неполную ставку, оформив такие изменения соответствующим приказом.
Резюме. Принимая решение начислять или не начислять зарплату директору на периодотсутствия деятельности компании, обратите внимание на тот факт, что ваш директор является полноправным сотрудником организации, поэтому просто не начислять ему зарплату нельзя. Лучше всего на период отсутствия деятельности оформить директору отпуск без содержания. Либо начислять зарплату исходя из МРОТ с условием почасовой оплаты.
Нужно ли начислять директору зарплату, если деятельность фирмы не ведется
Сергей Рюмин, аудитор, управляющий партнер ООО «КАФ “ИНВЕСТ-АУДИТТРАСТ”»
— Статей 136 Трудового кодекса РФ установлено, что зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. При этом в случае простоя по вине работодателя любому работнику, в том числе директору, положена оплата в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ст. 157 ТК РФ). Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ .
По взаимному согласию сторон выплаты можно сократить более существенно или вовсе свести к нулю, если, например, установить работнику неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ). Скажем, стороны могут установить в договоре, что в определенный период руководитель трудится всего один час в неделю. Соответственно резко сократится и оплата его труда в сравнении с обычной.
Единственный же способ вообще не начислять и не выплачивать заработную плату — это отправить директора в отпуск без сохранения заработной платы. Сделать это возможно только по его письменному заявлению. Такую возможность сторонам дает статья 128 ТК РФ, которая предусматривает, что по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем. Закон не содержит никаких ограничений по максимальной продолжительности отпуска без содержания. Единственное, такой отдых не может быть бессрочным. Иными словами, он должен быть предоставлен на любой, но четко определенный срок. При этом по окончании данного отпуска работник может написать новое заявление на любой новый срок.*
2.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
<...>
Перечень сотрудников, имеющих право подписи первичных документов, может утвердить руководитель организации своим приказом.*
Вместе с тем, порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, регулируется, в частности, указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П.
В любом случае первичный документ должен быть подписан таким образом, чтобы можно было идентифицировать тех, кто его подписал (лиц, ответственных за оформление операции). То есть подписи в документе в обязательном порядке должны быть расшифрованы.
Это следует из части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 10 сентября 2013 г. № 07-01-06/37273.
<...>
При этом руководитель организации сам не может ставить подписи за главного бухгалтера. Дело в том, что, поскольку организация не является малым (средним) предприятием, руководитель не может принять ведение бухучета на себя. Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
<...>
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом
8 800 333-01-13
Если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы хотите обсудить полученный ответ
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени