Если населению оказываются косметологические услуги в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, то они освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии.
Если оказываются косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, то такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Обоснование
Из правовой базы
ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 20.03.2015 № ГД-4-3/4474@ О налоге на добавленную стоимость
Просим вас дать исчерпывающий ответ на вопрос: освобождаются ли от НДС хирургические и терапевтические косметологические услуги (пп.2 п.2 ст.149 НК РФ), оказываемые специалистами медицинского центра, имеющего лицензию на косметологию терапевтическую и хирургическую?*
В пп.2 п.2 ст.149 НК РФ приводится список услуг, в отношении которых применяется освобождение от уплаты НДС. При этом указано, что освобождение не распространяется на косметические услуги.
В настоящий момент на данный вопрос есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции налоговых органов и Минфина хирургические и терапевтические косметологические услуги облагаются НДС.
Вместе с тем есть примеры судебных решений, в соответствии с которыми косметологические услуги, оказываемые в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, НДС не облагаются.*
На основании приведенных выше нормативных документов можно ли сделать вывод, что косметологические услуги, перечисленные в приказах ЦГСЭН в г.Москве от 30.07.2001 № 839 и Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", а также в соответствии с приказом Минздрава России № 121н от 11.03.2013, относятся к медицинским услугам, подлежат лицензированию и согласно пп.2 п.2 и п.6 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС?*
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость косметологических услуг, оказываемых в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, и, согласовав позицию с Минфином России (письмо от 29.12.2014 № 03-07-15/68344), сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии соответствующей лицензии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом в целях налога на добавленную стоимость к медицинским услугам относятся в том числе услуги, определенные перечнем услуг, предоставленных по обязательному медицинскому страхованию, а также услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В перечень указанных медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 № 132, включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной), стационарной медицинской помощи, а также в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Минздравом России.
Согласно указанному приложению в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по косметологии.*
В соответствии с пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, косметология как вид работы (услуги) может быть организована и выполнена при оказании первичной, специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.*
Учитывая изложенное, реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии. При этом необходимо отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населениюОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса.*
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 10 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", предоставление информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесении в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики. В связи с этим по вопросам отнесения конкретных видов медицинских услуг к косметическим услугам, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населениюОК 002-93, налогоплательщикам следует обращаться в указанные федеральные органы исполнительной власти.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки