Да, будут, согласно официальной позиции Минфина России (письма приведены в материалах ниже). Как следует из содержания вопроса, речь идет о процентах, начисляемых кредитными организациями на фонд капитального ремонта, сформированный на счете регионального оператора.
По данному вопросу позиция контролирующих органов состоит в том, что такие средства должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль, и соответственно, эти разъяснения автоматически относятся к упрощенке.
Обоснование
1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2015 № 03-03-06/4/64911
Вопрос
Некоммерческая организация (далее по тексту - Фонд, региональный оператор) просит дать разъяснения по вопросу применения ст.41, пп.14 п.1 ст.251 НК РФ к процентам, полученным от размещения региональным оператором временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях.
В письме Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-10/27648 относительно налогообложения налогом на прибыль процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете или счете регионального оператора, при формировании фонда капитального ремонта собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) сделан категорический вывод о том, что "проценты, полученные региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, отличного от специального счета, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке".
В то же время по процентам, начисляемым банком на остаток денежных средств, находящихся на специальном счете, на котором формируется фонд капитального ремонта, Минфин РФ, процитировав пп.14 п.1 ст.251 НК РФ, делает иной вывод: "...средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению. В этой связи, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, указанные средства неправомерно рассматривать в качестве экономической выгоды владельца специального счета и соответственно учитывать у владельца специального счета в доходах, формирующих налогооблагаемую прибыль".
При толковании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ финансовое ведомство опирается содержательно на п.1 ст.36.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), определяющий, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, а также на ст.177 ЖК РФ, где установлен перечень операций, которые могут совершаться по специальному счету (п.1), определено, что операции по специальному счету, не предусмотренные данной статьей, не допускаются (п.2), а также то, что все операции по перечислению (списанию) со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета только при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего соответствующее решение (п.п.4, 5).
Поэтому проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеющие целевое назначение, определенное федеральным законом, Минфин РФ не рассматривает в качестве дохода (экономической выгоды) владельца специального счета и не считает правильным включать в доходы, формирующие налогооблагаемую прибыль.
Схожая трактовка налогового законодательства содержится и в письме Минфина России от 20.05.2015 № 03-03-06/4/28972, где ссылаясь на п.2 ст.251 НК РФ о целевых поступлениях, а также на ст.41 НК РФ об экономической выгоде, сделан аналогичный вывод: денежные средства, поступающие на специальные счета, в виде процентов, начисленных кредитными организациями за пользование денежными средствами, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению, в связи с чем указанные средства не облагаются налогом на прибыль.
В то же время если применить сформулированные Минфином РФ критерии включения/не включения денежных средств (в данном случае процентов, начисляемые банком на остаток денежных средств, находящихся на счете) в налогооблагаемые доходы (их целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим/допускающим использование денег владельцем счета по своему усмотрению), то можно сделать вывод, что доходы, полученные от размещения региональным оператором временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете рационального оператора, в российских кредитных организациях, как и проценты, начисляемые банком на остаток денежных средств, находящихся на специальном счете, имеют схожее с последними целевое назначение, определенное федеральным законом (их использование в силу ч.3 ст.179 ЖК РФ возможно только в целях, указанных в ч.1 ст.174 ЖК РФ), исключающее какое-либо их использование региональным оператором по своему усмотрению.
Следовательно, сформулированный в Письме Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-10/27648 вывод о том, что "Обязанность целевого расходования средств фондов капитального ремонта, формируемых на счетах регионального оператора, предусмотрена ЖК РФ только в отношении средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах", по мнению Фонда, противоречит ч.3 ст.179 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ.
Таким образом, проценты, полученные региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в МКД, находящихся на счете регионального оператора, по мнению Фонда, не образуют дохода (экономической выгоды) последнего, а значит, должны быть признаны по вышеуказанным доводам не облагаемыми налогом на прибыль.
В связи с вышеизложенным Фонд просит дать письменные разъяснения по следующему вопросу применения законодательства о налогах и сборах: после изложения законодателем ч.3 ст.179 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ сохраняют ли актуальность выводы Письма Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-10/27648 о том, что "Обязанность целевого расходования средств фондов капитального ремонта, формируемых на счетах регионального оператора, предусмотрена ЖК РФ только в отношении средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах", что "В этой связи проценты, полученные региональным оператором, от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, отличного от специального счета, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке"?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора, отличного от специального счета, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В письме от 14.05.2015 № 03-03-10/27648 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъяснил, что проценты, полученные региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений, находящихся на счете регионального оператора, отличного от специального счета, подлежат налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Данный вывод базируется на том, что согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) доходы в виде процентов, полученных от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, не отнесены к доходам собственников помещений в многоквартирном доме. То есть указанные доходы являются доходами регионального оператора.
Принимая во внимание, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования отнесены именно средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета (регионального оператора, специальные счета), доходы, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора в российских кредитных организациях, не подпадают под данный вид средств целевого финансирования, поскольку такие доходы не являются средствами собственников помещений.
Одновременно сообщаем, что налогообложение налогом на прибыль организаций доходов в виде процентов, начисленных кредитными организациями на средства собственников помещений, формируемые на счете регионального оператора, не обосновывается целями их расходования.
Таким образом, внесение в статью 179 ЖК РФ изменений (Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которым для регионального оператора установлено целевое расходование доходов, полученных от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, не является основанием для включения указанных доходов в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.*
2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.09.2015 № 03-03-06/1/53362
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Вопрос
Региональный Фонд капитального ремонта МКД получил разъяснение Минфина России по вопросу налогообложения налогом на прибыль процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящихся на счете(счетах) регионального оператора (письмо от 09.07.2015 № 03-03-06/1/39604).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", изменившем порядок использования региональными операторами доходов, полученных в виде размещения свободных денежных средств, просим дать разъяснения/по вопросу налогообложения по налогу на прибыль вышеуказанных доходов в связи с изменениями законодательства.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций процентов, за пользование денежными средствами, находящимися на счете регионального оператора, и сообщает следующее.
Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес изменения в пункт 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанный пункт дополнен следующим абзацем.
Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 ЖК РФ, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ.
Указанный абзац не освобождает регионального оператора от уплаты налога на прибыль организаций с суммы процентов, начисленных кредитной организацией за пользование денежными средствами фонда капитального ремонта, аккумулированными на счете регионального оператора. Он ограничивает направление средств фонда целями, установленными пунктом 1 статьи 174 ЖК РФ.
Учитывая изложенное Департамент подтверждает позицию, высказанную в письме от 9 июля 2015 года № 03-03-06/1/39604.*
3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.07.2015 № 03-03-06/1/39604
Вопрос
Региональный Фонд (далее - Фонд, региональный оператор) создан 06.03.2014 в форме некоммерческой организации.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Одним из основных видов деятельности региональных операторов согласно ст.180 ЖК РФ и Устава Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Указанные счета могут открываться региональным оператором в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным ч.2 ст.176 ЖК РФ, и отобраны им по результатам конкурса.
Следовательно, аккумулирование собранных взносов на капитальный ремонт путем размещения на счете, счетах в кредитных организациях является неотъемлемой частью предмета деятельности регионального оператора как некоммерческой организации.
Согласно нормам ст.845 ГК РФ по договору банковского счета банк (кредитная организация) обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Пункт 1 ст.852 ГК РФ устанавливает обязанность банка за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, уплачивать проценты, сумма которых подлежит зачислению на счет, если иное не предусмотрено договором банковского счета.
Таким образом, в п.1 ст.852 ГК РФ сформулирована презумпция обязанности банка платить проценты, начисляемые на остаток денежных средств, если договором не предусмотрено иное.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, проценты, начисленные кредитными организациями за пользование денежными средствами, включаются в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль.
Вместе с тем, для выполнения функций по аккумулированию и учету взносов на капитальный ремонт, у Фонда возникают затраты в виде агентских вознаграждений, уплачиваемым финансовыми и иными организациями за предоставление услуг по ведению и обслуживанию расчетных операций (начисление и сбор взносов) с собственниками помещений в многоквартирных домах. Затраты на аккумулирование взносов является основной статьей расходов Фонда (составляет более 50% от общей суммы расходов).
Кроме того, Фонд несет и другие расходы (заработная плата сотрудников, приобретение оргтехники и материалов, услуги связи и др.), связанные с обслуживанием процесса по аккумулированию взносов на капитальный ремонт.
Отметим также, что финансирование Фонда для осуществления его административно-хозяйственной деятельности осуществляется за счет источников, утвержденных сметой. Согласно смете, утвержденной на 2015 год, у Фонда два источника финансирования административно-хозяйственной деятельности Фонда: средства областного бюджета и поступления от кредитных организаций за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах Фонда.
Просим дать разъяснение о правомерности отражения в составе доходов Фонда, учитываемых для целей налогообложения поступлений в виде процентов банков и, соответственно, отражения расходов на ведение расчетных операций (агентское вознаграждение) и обслуживание процесса аккумулирования взносов в составе расходов.
Так же просим пояснить, подлежат ли вышеназванные доходы и расходы включению в состав доходов и расходов от основной деятельности Фонда, либо должны учитываться в составе внереализационных доходов и расходов?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете или счете регионального оператора, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
В силу нормы подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса владельцы специальных счетов, в том числе региональный оператор, не учитывают при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы взносов на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, и проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате таких взносов.
Что касается процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, то необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 36.1 ЖК РФ права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 177 ЖК РФ установлен перечень операций, которые могут совершаться по специальному счету. При этом согласно пункту 2 указанной статьи ЖК РФ операции по специальному счету, не предусмотренные данной статьей, не допускаются. Все операции по перечислению (списанию) со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета только при представлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего соответствующее решение.
На основании изложенного средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению. В этой связи, по мнению Департамента, указанные средства неправомерно рассматривать в качестве экономической выгоды владельца специального счета и, соответственно, учитывать у владельца специального счета в доходах, формирующих налогооблагаемую прибыль.
В то же время проценты от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, не относятся к средствам, составляющим фонд капитального ремонта.
Обязанность целевого расходования средств фондов капитального ремонта, формируемых на счетах регионального оператора, предусмотрена ЖК РФ только в отношении средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах.
В этой связи проценты, полученные региональным оператором от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, отличном от специального счета, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.*