Так можно поступить только в случае, когда помимо директора своя отдельная ЭЦП оформлена, например, на главного бухгалтера. В остальных случаях это неправомерно.
Если речь идет о рукописной подписи умершего директора, то это тем более неправомерно.
С момента смерти директора – единственного учредителя вся ответственность по деятельности общества ложиться на наследников; именно они должны предпринимать действия, связанные с подачей отчетности, уплатой налогов и проч.
Как было отмечено в предыдущем ответе, самый лучший вариант – попросить наследников назначить временно исполняющего обязанности директора. Это лицо сможет законно сдавать отчетность и уплачивать налоги.
Обоснование
Из рекомендации
Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке
Максима Козлова, заместителя начальника юридического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»
Юлии Копеевой, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»
Где можно получить ключ электронной подписи
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ключ электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре.
Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России.
Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан на сайте министерства.
Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи, который нужен, например, для сдачи электронной отчетности. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту – ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.
Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо представить следующие документы:
1) физическому лицу:
- паспорт заявителя или другое удостоверение личности будущего владельца ключа электронной подписи;
- свидетельство пенсионного страхования будущего владельца ключа электронной подписи (где указан СНИЛС);
2) организации:
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- свидетельство или другой документ о госрегистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
- документы, которые подтверждают полномочия руководителя (например, решение об избрании);
- перевод на русский язык документов о госрегистрации, выданных за границей (для иностранной организации).
Это следует из статьи 18 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.
Ключ электронной подписи может быть выпущен предпринимателю или конкретному сотруднику, который имеет право подписывать бумажные документы от имени организации* (абз. 4 п. 3.3 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, утвержденной приказом ФСС России от 12 февраля 2010 г. № 19; п. 3 Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 8 апреля 2013 г. № ММВ-7-4/142).
Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на право подписывать документы.*
После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:
- ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
- квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.
Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона № 63-ФЗ). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России.