Оформить такой договор с нерезидентами российская организация не вправе.
Дело в том, что в отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки.
Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
Нулевую ставку НДС при экспорте подтверждайте в общем порядке. Для этого российская организация должна выполнить следующие действия:
На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров.
Обоснование
1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие валютные операции могут проводить российские организации
Репатриация валютной выручки
В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1, частью 5 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:
Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:
Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:
Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.
Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.
Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки
Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке, Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:
Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.
Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию или не полученные в России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.
Вместо этого штрафа или в дополнение к нему организации и ее руководителю и главбуху грозит санкция в сумме 1/150 ставки рефинансирования от несвоевременно возвращенной валютной выручки, за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования берется та, которая действовала в период просрочки.
Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.
Это следует из частей 4, 5 и 6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:
Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.
Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:
Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.
Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).
В частности:
Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).
Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.
2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза
В какой момент определять налоговую базу
Налоговую базу определяйте на последний день квартала, в котором вы собрали полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). А на сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (п. 5 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.
Ставка НДС
При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза начисляйте НДС по ставке 0 процентов.
Российская организация может реализовывать товары через свои филиалы, которые находятся на территории государств – участников Таможенного союза. В таком случае она также имеет право на нулевую ставку НДС.
При этом право на нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить.
Об этом сказано в пункте 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 марта 2015 г. № 03-07-13/1/15445 и от 17 марта 2015 г. № 03-07-13/1/14229.
Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет.
Как обосновать нулевую ставку
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна выполнить следующие действия:
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза;
- заполнить декларацию по НДС;
-
сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию.
- получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
- поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта) – при уступке денежного требования финансовому агенту. При этом финансовый агент обязан уведомить резидента об исполнении обязательств нерезидентом в течение пяти рабочих дней с даты получения денег, но не позднее последнего срока исполнения обязательств нерезидентом;
- возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.
- получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
- исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.
- если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
- если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
- если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
- если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
- по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
- по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
- 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
- от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.
- от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
- или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.
- сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
- нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
- будут использованы подложные документы;
- операции проводятся через фирмы-однодневки.
- предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
- выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
- предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза;
- заполнить декларацию по НДС;
- сдать пакет подтверждающих документов и декларацию в налоговую инспекцию.
Какие документы собрать
В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:
- договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
-
заявление покупателя (исключение – вывоз в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада) с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338). Заявление можно подать либо в бумажном виде (в четырех экземплярах), либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если заявление получено от покупателя в электронном виде, то в нем должно быть и сообщение о проставлении отметки налоговой инспекцией страны-импортера. В этом случае бумажное заявление не требуется (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ЗН-4-17/11507).
Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений; - копия таможенной декларации (при вывозе в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада). В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров не представляется;
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны – участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).
Это следует из положений пункта 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Какие документы нужны, если вывозят продукты переработки давальческого сырья
Для такой ситуации пакет документов включает в себя:
- договор (контракт) на переработку давальческого сырья;
- транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие ввоз сырья для переработки и вывоз продуктов переработки;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (например, акт о переработке давальческого сырья);
- заявление о ввозе продуктов переработки в страну – участницу Таможенного союза и другие документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России. Если информация о заявлениях поступает в налоговую инспекцию в рамках отдельных международных межведомственных договоров, сведения о них нужно включить в перечень заявлений. Перечень заявлений подайте в налоговую инспекцию вместо отдельных заявлений. Его можно подать на бумаге или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Форму перечня заявлений и порядок заполнения устанавливает ФНС России. Если продукты переработки вывозятся в страны, находящиеся за пределами Таможенного союза, заявление (перечень заявления) не представляется;
- копию таможенной декларации, заверенную государством – участником Таможенного союза, на территорию которого ввозятся продукты переработки, – при реализации продуктов переработки в режиме свободной таможенной зоны или таможенного склада. В этом случае заявление покупателя о ввозе товаров (перечень заявлений) не представляется;
- таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки за пределы территории стран – участниц Таможенного союза (если продукты переработки вывозятся в другую страну за пределами Таможенного союза);
- иные документы.
Об этом говорится в пункте 32 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Главбух советует: оперативно отслеживать поступление копий заявлений зарубежных партнеров о ввозе товаров и уплате НДС можно на сайте ФНС России. Там есть электронный сервис для экспортеров, которые реализуют продукцию в страны Таможенного союза.
Когда и как сдать перечень заявлений
Вместо отдельных заявлений покупателей о ввозе товаров экспортер вправе подать в налоговую инспекцию их перечень. Но есть одно условие: сделать это можно, только если данные о заявлениях поступили от импортеров в налоговую службу. Проверить факт поступления можно на сайте ФНС России (письмо Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-07-13/1/33965). Если данных еще нет, заполнять перечень заявлений нет смысла, его не примут.
По общему правилу перечень заявлений можно составить на бумаге или в электронном виде. Форма, электронный формат, а также порядок заполнения перечня утверждены приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139. Однако в отношениях с импортерами из Казахстана применяются только электронные перечни. Дело в том, что оформление заявлений на бумажных носителях законодательством Казахстана не предусмотрено.
Перечень заявлений состоит из титульного листа и раздела 1, в котором указывают сведения из заявлений о ввозе товаров, а именно:
- номер и дату отметки о регистрации заявления. Эти реквизиты присваивает налоговая инспекция импортера, они указаны в разделе 2 заявления;
- номер раздела заявления, где есть реквизиты продавца. То есть нужно указать, в каком именно разделе заявления указан продавец (в разделе 1 или 3). Этот показатель равен «1» или «3» соответственно;
- код покупателя и код страны покупателя по классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.
Это указано в Порядке, который утвержден приказом ФНС России от 6 апреля 2015 г. № ММВ-7-15/139.