1. Да, вести раздельный учет в этом случае обязательно.
И это прямо следует из письма Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-08/07, в котором Минфину задавали вопрос в том числе о раздельном учете при наличии представительства у российской организации за границей.
Минфин указал, что не вести раздельный учет можно только в этой ситуации в одном случае: доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг).
2. Операция, местом реализации которой для целей 21 главы НК РФ территория России не признается, отражается в разделе 7 декларации по НДС. Код – 1010811.
3. В рамках одной организационной структуры от филиала головной организации счета-фактуры не выставляются. Филиал, зарегистрированный в качестве налогоплательщика по законодательству иностранного государства, отдельным юридическим лицом не является (ст. 55 НК РФ).
4. К сожалению, на сегодняшний момент официальных мнений по этому вопросу нет.
Экспертами не раз обсуждалась данная проблема законодательного пробела по порядку отражения операций, связанных с отражением в учете реализации организации через филиал, находящийся за границей. Из общего анализа норм действующего законодательства, согласно нормам Главы 21 НК РФ и инструкции по применению плана счетов можно сделать вывод, что в российском учете суммы начисленного с реализации НДС по правилам иностранного законодательства (на территории иностранного законодательства) не отражаются. Это связано с тем, что для целей бухучета и главы 21 НК РФ такие операции не считаются произведенными на территории России (ст. 147 и 148 НК РФ). А значит нет оснований для отражения косвенного налога.
Вместе с тем, принцип косвенного налогообложения на территории Германии так же соблюдается.
Поэтому с точки зрения бухучета проводки должна быть следующими:
Дебет 41 Кредит 60
– приобретен товар филиалом на территории иностранного государства;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен иностранный НДС;
Дебет 41 Кредит 19
– иностранный НДС учтен в стоимости товара;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации товара;
Исчисленной суммы иностранного косвенного налога в учете отражать не нужно.
Дебет 90-2 Кредит 41
– списана стоимость товара, учтенного с НДС;
Если по окончанию налогового периода по иностранному законодательству сумма НДС получается к начислению (исчисленная за минусом вычета), то в учете делается запись:
Дебет 90-3 Кредит 68 «расчеты по НДС по правилам иностранного государства»
– исчисленный налог по итогам налогового периода иностранного государства.
Обоснование
Из письма Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-08/07
Вопрос: О налогообложении НДС услуг военного питания, оказываемых на российских военных базах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, российскими организациями, имеющими на территории иностранных государств зарегистрированные представительства.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг военного питания, оказываемых на российских военных базах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, российскими организациями, имеющими на территории иностранных государств зарегистрированные представительства, и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство).
Поскольку услуги военного питания к работам (услугам), перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых на российских военных базах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представительствами российских организаций, расположенными на территории иностранных государств, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Что касается учета расходов, в том числе управленческих, в целях налога на добавленную стоимость, то согласно абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право не вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг). При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг) в указанных налоговых периодах, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 Кодекса.
Учитывая изложенное, в случае, если в течение налогового периода наряду с операциями, не подлежащими налогообложению в связи с тем, что они не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, осуществлялись операции, подлежащие налогообложению, и расходы на операции, не являющиеся объектом налогообложения, составили менее 5 процентов, раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость на основании положений вышеуказанного п. 4 ст. 170 Кодекса может не производиться