1. Да, возможна.
Порядок продажи лекарственных средств, в том числе и через фельдшерско-акушерские пункты, устанавливается Законом об обращении лекарственных средств.
В частности, допускается розничная торговля лекарственных препаратов в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, обособленным подразделениям медицинских организаций (ФАП), расположенным в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки. Но для этого у медицинской организации должна быть лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (пункт 1 ст. 55 Закона об обращении лекарственных средств).
Перечень медицинских организаций и их структурных подразделений (ФАП), а также перечень лекарственных препаратов, разрешенных к отпуску через ФАП, утверждаются исполнительным органом субъекта РФ. Продавать лекарства могут только сотрудники ФАП с высшим или среднем медицинским образованием, сертификатом специалиста и дополнительным образованием в части розничной торговли лекарственными препаратами (п. 2 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств).
2. При этом порядок и ограничения, установленные Законом об обращении лекарственных средств, действуют при продаже лекарственных средств – веществ или их комбинаций, вступающих в контакт с организмом человека или животного, проникающих в органы, ткани организма человека или животного, применяемых для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий (п. 1 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Если товар лекарственным средством, то при его продаже достаточно руководствоваться правилами, установленными Законом о защите прав потребителей. Продавать нелекарственные товары ФАМ будет как подразделение медицинской организации, поэтому нужно учитывать, какие именно цели деятельности установлены в уставе медицинской организации, какие именно виды деятельности зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
3. Предельная надбавка на лекарства устанавливается для всех жизненно-важных лекарств, вне зависимости от места их реализации. Предельные розничные торговые надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты устанавливают региональные власти. Так, например, в Московской области размеры предельных надбавок установлены постановлением правительства Московской области от 26 февраля 2010 г. № 100/8. В зависимости от фактической отпускной цены производителя в этом регионе действуют следующие предельные размеры надбавок:
Надбавки устанавливают к фактической цене производителя, а не к зарегистрированной предельной цене. Фактической ценой производителя является цена, указанная в товарно-сопроводительных документах (например, накладной) без НДС в рублях.
Обоснование
Из рекомендации Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как контролировать установление цен на лекарственные средства в соответствии с законодательством
Цены на определенные лекарственные препараты подлежат государственному регулированию (ст. 60 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ). К таким препаратам относят жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛП). Их перечень устанавливает и ежегодно пересматривает Правительство РФ.
В 2016 году действуют перечни ЖНВЛП:
– до 1 марта – утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 2782-р;
– с 1 марта 2016 года – утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 2724-р).
Что включает регулирование цен
Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, в частности, заключается в следующем:
Об этом сказано в статье 60 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ.
За несоблюдение ценового режима (предельных цен, предельных надбавок) при обороте жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Росздравнадзор может оштрафовать.
Штраф представляет собой:
Такие меры административной ответственности установлены статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Реестр предельных цен производителей
Реестр предельных цен производителей публикуется на официальном сайте Минздрава России и ежедневно обновляется (п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865). Фактическая отпускная цена производителя не должна превышать зарегистрированную предельную цену (п. 7Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865).
Важно отметить, что предельная цена начинает действовать не с даты ее публикации в реестре цен, а с даты ее регистрации, которая указывается в реестровой записи (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865). Также учитывайте, что ранее зарегистрированная цена может измениться – производитель вправе раз в год перерегистрировать предельную цену (ч. 2 ст. 61 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).
Если же производитель вообще не зарегистрировал предельную цену на лекарство, торговать такими препаратами аптеке запрещено (ч. 4 ст. 61 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).
Предельные торговые надбавки
Предельные оптовые и розничные торговые надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты устанавливают региональные власти. Так, например, в Московской области размеры предельных надбавок установлены постановлением правительства Московской области от 26 февраля 2010 г. № 100/8. В зависимости от фактической отпускной цены производителя в этом регионе действуют следующие предельные размеры надбавок:
- до 50 руб. (включительно) – 20% (оптовая), 34% (розничная);
- от 51 до 500 руб. (включительно) – 14% (оптовая), 27% (розничная);
-
от 501 руб. и более – 10% (оптовая), 14% (розничная).
- производитель устанавливает предельную цену на препарат в соответствии с Методикой, утвержденнойпостановлением Правительства РФ от 15 сентября 2015 г. № 979. Отметим, что ранее действовал порядок расчета, утвержденный приказом от 3 ноября 2010 г. Минздравсоцразвития России № 961н и ФТС России № 527-а. Но с выходом новой методики он фактически утрачивает силу;
- предельная цена производителя должна пройти госрегистрацию и согласование, в результате чего окончательная предельная цена фиксируется в специальном реестре;
- региональные власти устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к цене производителя;
- федеральные и региональные власти контролируют применение цен на лекарственные препараты. Так,Положение о федеральном госнадзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1043, а Порядок регионального госконтроля утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 434.
- для организаций – двукратный размер излишне полученной выручки от реализации товаров, на которые завышена цена (за весь период свершения правонарушения, но не более года);
- для должностных лиц – 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.
- до 50 руб. (включительно) – 20% (оптовая), 34% (розничная);
- от 51 до 500 руб. (включительно) – 14% (оптовая), 27% (розничная);
- от 501 руб. и более – 10% (оптовая), 14% (розничная).
Важно отметить, что надбавки устанавливают к фактической цене производителя, а не к зарегистрированной предельной цене. Фактической ценой производителя является цена, указанная в товарно-сопроводительных документах (например, накладной) без НДС в рублях.
Ситуация: как аптекам на спецрежимах (УСН, ЕНВД) использовать в расчетах фактическую цену производителя: с НДС или без него
Цену нужно брать без НДС. Это общее правило. Оно справедливо и для тех, кто на спецрежимах, и для тех, кто на общей системе налогообложения.
О том, что торговые надбавки нужно определять по ценам без НДС независимо от выбранной системы налогообложения, ФАС России сообщила в письме от 14 сентября 2015 г. № АК/49106/15. Эту позицию подтверждает и судебная практика (см. постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2015 г. № 304-АД15-2723). Поэтому аптекам на УСН и ЕНВД нужно поступать именно так.
Если производитель лекарства – иностранная организация, то фактической ценой будет цена, указанная в таможенной декларации, увеличенная на расходы на таможенное оформление. Однако с учетом этих расходов цена не должна быть выше предельной зарегистрированной.
Рублевый эквивалент цены, установленной в валюте, определите исходя из официального курса ЦБ РФ на дату декларирования иностранных лекарств в таможенной декларации.
Об этом сказано в пунктах 2, 3 и 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865.
Как проверить правильность установки оптовой цены
Чтобы проверить правильность установки оптовой цены поставщика на лекарство, включенное в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, следуйте алгоритму:
- убедитесь в том, что фактическая цена производителя не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену;
- фактическую цену производителя увеличьте на предельную оптовую надбавку, предусмотренную региональным законодательством.
Для этого используйте формулу:
Предельная оптовая цена | = | Фактическая отпускная цена производителя | + | Фактическая отпускная цена производителя | ? | Предельная оптовая надбавка |
При этом неважно, сколько было оптовиков в цепочке, поскольку конечная оптовая цена не должна превышать цены, рассчитанной по вышеозначенной формуле. Иными словами, сумма надбавок всех оптовиков из цепочки не должна быть выше предельной оптовой надбавки.
Такой вывод следует из пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865.
Покупая жизненно необходимые и важнейшие лекарства, заполните совместно с поставщиком протокол согласования цены. Его форма утверждена постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865. Без протокола торговать этими препаратами нельзя. Единственное исключение – если на момент приобретения лекарство еще не было включено в перечень.
Об этом сказано в пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865.
Пример проверки закупочной цены жизненно необходимого и важнейшего лекарственного препарата, поступившего от оптового поставщика. Аптека применяет общую систему налогообложения
Аптека «Альфа» расположена на территории Московской области. В мае текущего года аптека приобрела у организации «Гермес» лекарственное средство «Ретинола ацетат» (капсулы 33 тыс. МЕ, 25 шт., банки темного стекла, пачки картонные), произведенное ОАО «Марбиофарм», Россия.
Согласно данным реестра предельных цен производителей отпускная цена завода-изготовителя не должна превышать 12 руб. 10 коп. (без НДС) за упаковку. Предельная оптовая надбавка, действующая в регионе, не должна превышать 20%.
В протоколе согласования цены «Гермес» (поставщик) указал следующие стоимостные данные:
- зарегистрированная предельная отпускная цена производителя – 12,10 руб.;
- фактическая отпускная цена производителя (без НДС) – 12 руб.;
- суммарный размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли – в процентах – 20%, в рублях – 2,40 руб.;
- фактическая отпускная цена организации оптовой торговли (без НДС) – 14 руб.
Предельную оптовую отпускную цену (без НДС) бухгалтер аптеки рассчитал так:
12 руб. + 12 руб. х 20% = 14,40 руб.
Таким образом, оптовая отпускная цена (14 руб. за упаковку) не превышает предельно допустимую (14,40 руб. за упаковку).
Стороны подписали протокол согласования цены.
Установление розничной цены
Если лекарство поступило от оптового поставщика, то, чтобы правильно установить розничную цену на лекарство, включенное в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, следуйте алгоритму:
- убедитесь в том, что фактическая цена оптовика не превышает предельную оптовую цену;
- к фактической отпускной цене оптовика прибавьте розничную надбавку (не более предельной).
Данные о ценах возьмите из протокола согласования цены, а для расчета используйте формулу:
Предельная розничная цена | = | Фактическая отпускная цена оптовика | + | Фактическая отпускная цена производителя | х | Предельная розничная надбавка |
Пример формирования розничной отпускной цены на жизненно необходимый и важнейший лекарственный препарат. Лекарственное средство приобретено у оптового поставщика. Аптека применяет общую систему налогообложения
Аптека «Альфа» расположена на территории Московской области. В мае текущего года аптека приобрела у организации «Гермес» лекарственное средство «Ретинола ацетат» (капсулы 33 тыс. МЕ, 25 шт., банки темного стекла, пачки картонные), произведенное ОАО «Марбиофарм», Россия.
Закупочная цена составила 14 руб. (без НДС) за упаковку. Предельная оптовая надбавка, действующая в регионе, не должна превышать 20%. В соответствии с данными протокола согласования цены фактическая отпускная цена завода-изготовителя на лекарство составляет 12 руб. (без НДС) за упаковку. При приеме товара от поставщика цена была проверена, согласована и признана не превышающей предельного размера. Предельная розничная надбавка, действующая в регионе, не должна превышать 34%.
Максимально допустимую розничную цену за упаковку (без НДС) бухгалтер аптеки рассчитал так:
14 руб. + 12 руб. х 34% = 18,08 руб.
Если лекарство поступило напрямую с завода-производителя, предельную розничную цену рассчитайте по формуле:
Предельная розничная цена | = | Фактическая отпускная цена производителя | + | Фактическая отпускная цена производителя | х | Предельная розничная надбавка |
Такой вывод следует из пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865.
Если оптовая организация имеет структурное розничное подразделение, то она может устанавливать розничные цены с учетом как предельной оптовой, так и предельной розничной надбавки. Это возможно при условии ведения раздельного учета. Предельную розничную цену в этом случае рассчитайте по формуле:
Предельная розничная цена | = | Фактическая отпускная цена производителя | + | Фактическая отпускная цена производителя | х | Предельная оптовая надбавка | + | Предельная розничная надбавка |
Такой вывод следует из пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865.
Закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
«Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
47) фармацевтическая деятельность;
2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»
«Положение о лицензировании фармацевтической деятельности
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
2. Фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению*.
3. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части деятельности, осуществляемой
:организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения;
по 31 декабря 2011 года включительно - аптеками федеральных организаций здравоохранения;
с 1 января 2012 года - аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
б) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;
в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением лицензирования фармацевтической деятельности в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность
I. В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения
3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения».
ЗАКОН ОТ 12.04.2010 № 61-ФЗ Об обращении лекарственных средств
«Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
2) фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;
3) вспомогательные вещества - вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;
4) лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
Статья 8. Лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности
1. Лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Обязательным условием предоставления лицензии на производство лекарственных средств является приложение к заявлению соискателя лицензии перечня лекарственных форм и (или) видов фармацевтических субстанций, которые производитель лекарственных средств намерен производить.
3. В случае необходимости расширения производства лекарственных средств за счет новых лекарственных форм и видов фармацевтических субстанций производитель лекарственных средств должен получить новую лицензию на производство лекарственных средств».