Процесс ликвидации объекта основных средств может занимать длительное время. Возможна ситуация, когда объект выведен из эксплуатации (начата ликвидация) в одном отчетном (налоговом) периоде, а закончена ликвидация - в другом.
Списание (перевод) основного средства оформляется приказом руководителя организации. Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121).
Акт о списании объекта основных средств может быть подписан только после окончательного завершения процесса ликвидации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств
Документальное оформление
Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.*
- Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение.
- Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом.
- Составляют акт о списании основного средства.
- Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.
Такой алгоритм действий следует из пунктов 75–80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: нужно ли оформлять приказ руководителя организации о ликвидации основного средства
Да, нужно.
Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121).*
Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Статья:Ликвидируем основные средства по правилам
Оформление «первички». Во избежание налоговых споров (по налогу на имущество и по налогу на прибыль) следует обратить внимание на оформление документов. В частности, актов о списании по формам № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б и инвентарной карточки по форме № ОС-6 (утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Дело в том, что порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется в том числе Методическими указаниями... утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н (далее – Методические указания). Где предусмотрено, что принятое комиссией решение о списании объекта отражается в акте, который утверждается руководителем организации. И что на основании такого акта в инвентарной карточке производится отметка о выбытии основных средств.
Если бумаги не оформлены (либо оформлены позже), налоговики при проверке могут не признать расходы, связанные с ликвидацией основных средств, ссылаясь на отсутствие первичных документов, которые, по их мнению, обязательны для списания «ликвидационных» расходов. Несмотря на то, что они являются «первичкой» для бухгалтерского учета. Такая ситуация была рассмотрена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2011 г. по делу № А56-49067/2010. Правда, судьи в этом вопросе с инспекторами не согласились, придя к заключению, что расходы по ликвидации признаются на дату подписания акта-приемки выполненных работ, выставленного исполнителем.
Кстати, в приведенном выше письме Минфина России № 03-05-05-01/55 тоже сказано, что внереализационные расходы учитываются при определении налоговой базы единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (а не на дату подписания форм № ОС-4, № ОС-4а и т. д.). Однако пренебрегать оформлением всех положенных документов не следует, это избавит компанию от претензий.*
Журнал «Учет в строительстве» №2, февраль 2012
А.В. Анищенко
аудитор ООО «Аудиторская фирма “АТОЛЛ-АФ”»