Вопрос: Как правильнее оформить на работу нерезидентов: по трудовому договору или по гражданско-правовому? Как в таком случае уплачиваются НДФЛ, страховые взносы в ПФ, ФФОМС, ФСС?
Ответ: Оформление гражданско-правового договора позволит уменьшить объем платежей на сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (см. п. 13 ответа).
Об оформлении трудового договора см. п. 12 ответа.
Еще читайте: уведомление об электронных трудовых книжек инструкция
По зарплатным налогам при оформлении трудового договора ситуация следующая. Если Вы заключаете срочный трудовой договор продолжительностью менее 6 месяцев, и у гражданина Казахстана нет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, не нужно платить никакие зарплатные налоги и взносы, кроме взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Если Вы заключаете трудовой договор на неопределенный срок, взносы в ФСС и ФОМС не начисляйте (см. п. 4 ответа). По взносам в ПФР ситуация не однозначна.
В статье 7 закона № 212-ФЗ сказано, что объектом для начисления взносов являются выплаты по трудовым договорам (см. п. 1 ответа). Исключение составляют выплаты иностранцам, работающим в обособленном подразделении за границей (см. п. 1 ответа).
Определение обособленного подразделения в Законе 212-ФЗ аналогично одноименному понятию в НК РФ. Относительно последнего Минфин России разъяснил, что заключение трудового договора с дистанционным сотрудником не приравнивается к созданию обособленного подразделения (см. п. 2 ответа).
Насколько мы понимаем, Ваша ситуация не подпадает под исключение (подразделения за границей у Вас нет). А выплаты иностранцу являются объектом обложения взносами (см. п. 3 ответа).
Возникает вопрос, по какому тарифу начислить взносы, и мы сталкиваемся с тем, что тариф определяется исходя из того, к какой из трех категорий застрахованных лиц относится иностранец: постоянно проживающий в РФ, временно проживающий в РФ, временно пребывающий в РФ (см. п. 4 ответа).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Постоянно проживающий имеет вид на жительство, временно проживающий – разрешение на временное проживание (см. п. 5 и 6 ответа). Ни к одной из этих категорий Ваш дистанционный сотрудник не относится. Временно пребывающий в РФ – это человек, имеющий миграционную карту (см. п. 7 ответа).
Если гражданин Казахстана хоть раз пересекал границу РФ, в отношении него оформлялась миграционная карта. Платите взносы в порядке, установленном в отношении временно пребывающих в РФ лиц.
Если гражданин Казахстана ни разу не был в России, мы сталкиваемся с юридическим казусом. Обязанность начислять взносы есть, и она вытекает из ст. 7 Закона № 212-ФЗ, а по каким тарифам платить взносы, не понятно. При проверке правильности начисления взносов у сотрудников ПФР не будет никакой возможности проверить, действительно у сотрудника нет миграционной карты или же страхователь пытается уклониться от уплаты взносов. Даже если Вы предоставите ксерокопию паспорта сотрудника, это будет документ, полученный в соответствующий момент времени (например: на дату заключения трудового договора), и у самого работодателя нет никакой возможности выяснить, приезжал сотрудник в Россию после заключения трудового договора или нет.
Поэтому до внесения поправок в закон № 212-ФЗ Вам все-таки лучше начислить взносы в порядке, предусмотренном для лиц, временно пребывающих в России, если Вы не готовы к судебным разбирательствам с Фондом.
По взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний подобных проблем нет. Нормы законодательства сформулированы таким образом, что нет оснований не начислять взносы с зарплаты дистанционного работника (см. п. 10 ответа).
НДФЛ с зарплаты не удерживайте (см. п. 8 и 9 ответа). По премиям позиция финансового ведомства другая (см. п. 11 ответа).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«4) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца;
Статья 7. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений* и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.»
2. Письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829
«В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно статье 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанного в пункте 2 статьи 11 Кодекса.»
3. Статья: Турфирма принимает на работу иностранцев. Налоговые последствия
Налог и взносы
Зарплата, начисленная в пользу иностранного работника, в целях исчисления налога на прибыль относится к расходам на оплату труда. При осуществлении выплат в пользу сотрудников неминуемо возникает вопрос о начислении страховых взносов.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения иностранным гражданам не признаются объектом обложения страховыми взносами в следующих случаях:
1) если они выплачиваются по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;
2) в связи с осуществлением иностранными гражданами деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, выплаты в пользу сотрудника-иностранца, работающего по трудовому договору в обособленном подразделении турфирмы за границей или по договору гражданско-правового характера, страховыми взносами не облагаются.
А вот если сотрудник работает дистанционно, то ни один из прямо указанных в Законе № 212-ФЗ случаев не применим.
Компания, осуществляющая выплаты в пользу физлиц, выступает налоговым агентом, исчисляя, удерживая и перечисляя в бюджет налог на доходы физических лиц.
Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц только в отношении тех доходов, которые были получены от источников в Российской Федерации ( п. 1 ст. 207 , ст. 209 Налогового кодекса РФ).
С доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, НДФЛ не уплачивается (письма Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-04-06/6-63 , от 8 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-341 и от 8 декабря 2010 г. № 03-04-06/6-292 ). Налоговый кодекс РФ ( подп. 6 п. 3 ст. 208 ) относит вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации к доходам, полученным от источников за пределами России.
Соответственно, такие выплаты в пользу иностранца в рассматриваемом случае налогом на доходы физических лиц не облагаются. Такую же точку зрения высказал Минфин России в письме от 11 марта 2013 г. № 03-08-05/7155 .
Обратите внимание, что оплата труда работника включает в себя не только непосредственно вознаграждение за труд, но и компенсационные (доплаты, надбавки) и стимулирующие выплаты (премии).
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, произведенные российской организацией в пользу иностранного сотрудника, относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Следовательно, они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов ( письмо Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-04-06/6-13 ).
4. Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:
- постоянно проживающих в России;
- временно проживающих в России;
- временно пребывающих в России.
Пенсионные взносы
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.
На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;
3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;
4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.
В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436, от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Взносы на социальное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
5. Постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
6. Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.
7. Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту, но не имеющих ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
8. Статья: Готовые решения для задач по первичке, основным средствам, дебиторке, НДФЛ, платежным терминалам, импорту
Мы заключили трудовой договор с гражданином Белорус- сии. Причем работать он будет дистанционно из Минска, а контактировать с нами через Интернет. В трудовом договоре зафиксировано, что работник самостоятельно и без нашей помощи определяет свое место работы за пределами России. Необходимо ли в данной ситуации удерживать НДФЛ с выплат такому работнику? Как проверить тот факт, что он является нерезидентом?
НДФЛ вам удерживать не нужно. И тут не важно, резидент он или нерезидент.
Ваш сотрудник работает на территории иностранного государства. Значит, зарплата, которую вы ему выплачиваете, приравнивается к доходам от источников за пределами России (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). И если сотрудник не является налоговым резидентом нашей страны, то НДФЛ с полученного им от вашей организации дохода он заплатит только в Белоруссии.
Если же он в итоге пробудет в России не менее 183 дней в году (станет резидентом), платить НДФЛ нужно уже здесь. Однако уплатить налог в бюджет должен сам работник в российскую налоговую инспекцию (подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). Ведь ваша компания изначально не являлась налоговым агентом в отношении его доходов.
9. Ситуация: Нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотруднику, который длительное время работает за границей
Да, нужно, исключением является зарплата (вознаграждение), которую получает сотрудник, находясь за границей не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
В статье 166 Трудового кодекса РФ сказано, что командировка – это поездка сотрудника по распоряжению руководителя организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении сотрудника в командировку оформляются приказ, командировочное удостоверение и служебное задание (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).
За время пребывания сотрудника в командировке за ним сохраняется средний заработок (ст. 167 ТК РФ). Средний заработок, который начисляется командированному сотруднику, – это не вознаграждение за труд. Такая выплата представляет собой особый вид гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Чтобы установить, должна ли организация удерживать НДФЛ со среднего заработка, сохраняемого за сотрудником на время загранкомандировки, нужно определить источник данной выплаты (ст. 209 НК РФ). Статья 208 Налогового кодекса РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому в данном случае следует руководствоваться рекомендациями Минфина России (п. 4 ст. 208 НК РФ).
По мнению контролирующих ведомств, средний заработок, который сохраняется за сотрудником на время командировки, признается доходом, полученным из источников в России (письма Минфина России от 10 июня 2011 г. № 03-04-06/6-137, ФНС России от 19 марта 2013 г. № ЕД-3-3/945, от 17 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2978). Поэтому, если на дату получения дохода командированный сотрудник является резидентом, НДФЛ с суммы среднего заработка нужно удержать по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Если же сотрудник утратил статус резидента, НДФЛ нужно удержать по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ). Исключение составляют иностранные сотрудники, которые признаются высококвалифицированными специалистами. Их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от продолжительности пребывания в России (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ).
В некоторых случаях нерезиденты могут быть освобождены от уплаты НДФЛ по доходам, полученным от источников в России.
Многие организации на длительный срок направляют своих сотрудников за границу не для выполнения конкретного служебного поручения, а для исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Такое пребывание за рубежом командировкой не признается. Фактически происходит переезд сотрудника на работу в другую местность. В этом случае сотруднику начисляется не средний заработок, а зарплата в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда. Кроме того, за этот период сотруднику может выплачиваться компенсация его расходов, связанных с проживанием за границей (аналог суточных и возмещения расходов на наем жилья при командировках).
Зарплата, которую получает сотрудник, находясь за границей, является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей и признается доходом, полученным от источников за пределами России (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, письма Минфина России от 10 июня 2011 г. № 03-04-06/6-136, от 14 августа 2009 г. № 03-04-05-01/631, от 21 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/101, от 4 марта 2009 г. № 03-04-06-01/48, ФНС России от 17 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2978). Поэтому, если на дату получения дохода сотрудник является резидентом, НДФЛ с зарплаты, начисленной за время длительного пребывания за границей, не удерживайте. С доходов, полученных от источников за пределами России, сотрудники-резиденты должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13 процентов (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Не позднее 30 апреля следующего года сотрудники обязаны подать в российскую налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами России (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ). Если же с доходов от работы за пределами России российский налоговый резидент заплатил налог в бюджет иностранного государства, эта сумма принимается к зачету в счет уплаты НДФЛ в России (ст. 232 НК РФ).
НДФЛ с зарплаты не нужно удерживать и в том случае, если сотрудник утратил статус резидента. Дело в том, что доходы нерезидентов, полученные от источников за пределами России, не являются объектом налогообложения по российскому законодательству (п. 2 ст. 209 НК РФ). Налог с них нужно платить по законам того государства, где сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 30 августа 2011 г. № 03-04-06/6-194, от 5 октября 2010 г. № 03-04-06/6-236, от 11 июня 2010 г. № 03-04-06/6-120, от 3 июня 2008 г. № 03-04-06-01/150, от 28 сентября 2007 г. № 03-04-06-01/335 и ФНС России от 17 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2978.
Прочие выплаты сотруднику, который длительное время работает за границей (например, отпускные), в отличие от зарплаты, относятся к доходам, полученным от источников в России. Такие выплаты облагаются НДФЛ независимо от налогового статуса сотрудника. Данное правило распространяется и на возмещение расходов, связанных с длительным проживанием сотрудника за границей, – эти суммы признаются его доходом в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ).
С указанных выплат нужно удерживать НДФЛ:
- по ставке 13 процентов пока сотрудник остается налоговым резидентом России;
- по ставке 30 процентов с того момента, когда сотрудник утратил этот статус.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-04-06/11979, от 10 июня 2011 г. № 03-04-06/6-136.
10. Рекомендация: На какие выплаты нужно начислить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам (если такая обязанность предусмотрена договором). Такой порядок действует как в отношении сотрудников, являющихся гражданами России, так и в отношении сотрудников-иностранцев и лиц без гражданства. Это следует из положений пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
11. Письмо Минфина России от 23.01.2012 № 03-04-06/6-13
«Вопрос:
ОАО имеет представительство в г.Ханой Социалистической Республики Вьетнам (далее - "Представительство").
В Представительстве работают российские граждане, которые на основании п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -"НК РФ") не являются налоговыми резидентами РФ.
Сотрудники Представительства периодически получают доход в виде премий, выплачиваемых ОАО в России. В соответствии с нормами п.1 ст.226 НК РФ ОАО, как налоговый агент, удерживало и перечисляло в бюджет РФ налог на доходы физических лиц с таких премий по ставке 30%.
Однако, в ходе консультационных мероприятий ОАО с аудиторской компанией, были получены разъяснения, что у ОАО отсутствует обязанность по исполнению функций налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ с таких премиальных выплат по следующим основаниям.
Действительно, в Российской Федерации на физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, могут быть возложены обязанности по уплате НДФЛ только на основании ст.209 и положений ст.208 НК РФ.
Статьей 209 НК РФ установлено, что объектом налогообложения нерезидентов признается только доход, полученный от источников в Российской Федерации. Перечень таких доходов установлен пунктом 1 статьи 208.
Согласно п.п.6 п.1 ст.208 к доходам от источников в РФ относятся, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия в Российской Федерации. Таким образом, у физических лиц возникает доход от источников в РФ, если они осуществляют деятельность в Российской Федерации.
В силу того, что сотрудники Представительства, не являясь налоговыми резидентами РФ, осуществляют свою деятельность вне территории Российской Федерации, то вознаграждения за такую деятельность не должны признаваться полученными от источников в РФ.
Кроме того, между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам заключено Соглашение от 27 мая 1993 года "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (далее - "Межправительственное Соглашение"),
В силу положений п.1 ст.15 Межправительственного Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием во Вьетнаме в связи с работой по найму, облагаются налогом только во Вьетнаме, если только работа по найму не осуществляется в России.
На основании данной нормы премиальные выплаты в рассматриваемой ситуации должны подлежать налогообложению только во Вьетнаме.
На основании вышеизложенного просим подтвердить правильность нашего подхода относительно того, что премии, выплачиваемые ОАО сотрудникам Представительства, не являются объектом налогообложения НДФЛ в Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 23 января 2012 года N 03-04-06/6-13
[Об обложении налогом на доходы физических лиц выплат, производимых российской организацией сотруднику своего представительства, находящегося за пределами Российской Федерации]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых российской организацией сотруднику своего представительства, находящегося за пределами Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, российская организация выплачивает сотрудникам своего представительства, находящегося за пределами Российской Федерации, премии. Сотрудники представительства организации, которым выплачивается премия, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, поскольку длительное время выполняют трудовые обязанности за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть оплата труда работника состоит из вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, компенсационных и стимулирующих выплат.
Таким образом, премия, выплаченная организацией своему сотруднику, представляет собой стимулирующую выплату.
С учетом изложенного, указанная премия, выплаченная российской организацией, относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Доходы от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30 процентов.»
12. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего
Порядок оформления
Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.
Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Разрешение на работу
Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 10 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 27 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:
- заявление;
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранца в Россию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному гражданину указанной миграционной карты;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг (при наличии);
- документы, подтверждающие отсутствие у иностранца ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188.
Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;
- квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Об этом сказано в пунктах 46, 49 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2, подпункте 5 пункта 3 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Если сотрудник-иностранец на территории России будет работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.
Базовый уровень владения языком нужно подтвердить одним из следующих документов:
- сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который выдан иностранцу в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
- документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории России на основании международных договоров либо выданным образовательным учреждением, входящим в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 1694-р. В документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка. К документу прилагается его нотариально заверенный перевод на русский язык;
- документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства, признание которого на территории России осуществляет Рособрнадзор, с нотариально заверенным переводом документа (в документе об образовании должна быть запись об изучении человеком курса русского языка);
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории России с 1 сентября 1991 года.
Подтверждать владение русским языком не нужно:
- в случае, если иностранец является гражданином государства, в котором русский язык является государственным языком;
- в случаях, устанавливаемых федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Об этом сказано в пунктах 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы (п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 20 декабря 2013 г. № 768н.
О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).
Отказать в выдаче разрешения на работу могут в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. В частности, такой отказ последует, если иностранному гражданину не исполнилось 18 лет (подп. 15 п. 9 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.
При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, утвержденном приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357 (п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Из этого правила есть два исключения. Первое из них: высококвалифицированные специалисты. И второе: иностранцы, направленные на работу в дочерние организации, филиалы и представительства иностранных коммерческих организаций, которые зарегистрированы на территориях государств – членов Всемирной торговой организации. Такие категории граждан не подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Ответственность за привлечение к работе без разрешения
Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
- для организаций – наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
- для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за привлечение без разрешения на работу установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает:
- для организаций – наложение административного штрафа в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
- для должностных лиц организации – наложение административного штрафа в размере от 35 000 до 70 000 руб.
При этом в случае привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан ответственность наступает в отношении каждого.
В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Уведомление налоговой инспекции
Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке
Нет, не нужно. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию.
По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
- получения разрешения на работу;
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
- приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
- заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).
Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.
Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).
Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.
В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.
Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Помимо этого указанные службы необходимо уведомлять:
- о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
- о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).
Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.
Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.
Из этих правил есть исключения, в частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.
Дело в том, что обязанность уведомлять указанные службы распространяется только на иностранных граждан, имеющих разрешение на работу* (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно поскольку они уравнены в правах в отношении трудовой деятельности с гражданами России (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
13. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении вознаграждение по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с гражданином
НДФЛ
С выплат гражданам по гражданско-правовым договорам о выполнении работ (оказании услуг) удерживайте НДФЛ, поскольку в этом случае организация признается налоговым агентом (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-04-06/360 и от 7 ноября 2011 г. № 03-04-06/3-298).
И даже в том случае, если в гражданско-правовом договоре предусмотреть, что НДФЛ должен уплатить сам гражданин, от обязанностей налогового агента организация освобождена не будет, поскольку такие условия договора будут являться ничтожными (ст. 168 ГК РФ, письма Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-04-05/10-1452 и от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/3-292).
Налог удержите с выплат как резидентам, так и нерезидентам. При этом НДФЛ с выплат по гражданско-правовому договору исполнителю-резиденту удержите, если он получил доход как из источников в РФ, так и из источников за пределами России. НДФЛ с выплат нерезидентам за выполнение работ (оказание услуг) нужно удерживать, только если гражданин получил доход из источников в РФ. Если же доход получен нерезидентом из источников за пределами России, НДФЛ не удерживайте. Такие правила установлены статьей 209 Налогового кодекса РФ.
Налог не удерживайте также в случае, если договор заключен с предпринимателем, нотариусом или адвокатом. Предприниматели и нотариусы НДФЛ платят самостоятельно (п. 2 ст. 227 НК РФ). Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, НДФЛ также платят самостоятельно (п. 2 ст. 227 НК РФ). В остальных случаях с доходов адвокатов налог удерживают коллегии адвокатов, адвокатские бюро или юридические консультации (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Перечислить НДФЛ в бюджет нужно по месту постановки организации на учет. Налог, удержанный с доходов сотрудников, заключивших гражданско-правовой договор с обособленным подразделением, перечислите по местонахождению этого обособленного подразделения. Такой вывод следует из пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 6 августа 2012 г. № 03-04-06/3-216.
С выплат резидентам за выполнение работ (оказание услуг) налог рассчитайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
С выплат нерезидентам НДФЛ удержите по ставке 30 процентов. Исключение составляют нерезиденты, которые признаются высококвалифицированными специалистами. Независимо от налогового статуса с их доходов налог удержите по ставке 13 процентов. Об этом говорится в пункте 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ. При расчете НДФЛ резидентам учитывайте профессиональный налоговый вычет (п. 3 ст. 210 НК РФ). Нерезидентам вычет не предоставляйте (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 224 НК РФ).
Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты по НДФЛ резидентам, работающим по гражданско-правовым договорам
Да, можно.
При предоставлении стандартного налогового вычета ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены.
Человек имеет право получить стандартный налоговый вычет на себя и (или) своего ребенка. Вычет на себя в размере 3000 или 500 руб. предоставьте особым категориям граждан. Вычеты на ребенка предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ.
Чтобы предоставить стандартный вычет сотруднику, привлеченному по гражданско-правовому договору, организации необходимо выполнить следующие условия:
- получить от сотрудника все необходимые документы (п. 3 ст. 218 НК РФ);
- определить размер стандартного налогового вычета, который можно предоставить (п. 1 ст. 218 НК РФ). Подробнее об этом см. Кто предоставляет стандартные налоговые вычеты.
Вычеты сотруднику, привлеченному к работе по гражданско-правовому договору, предоставляйте только за те месяцы, в течение которых этот договор действует. При решении вопроса о предоставлении стандартного вычета на детей учитывается доход, полученный сотрудником с начала налогового периода (года).
Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/10-81, ФНС России от 4 марта 2009 г. № 3-5-03/233 и УФНС по г. Москве от 1 июня 2010 г. № 20-15/3/057717.
Если договор действует в течение нескольких месяцев, а вознаграждение выплачивается не ежемесячно (например, единовременно по истечении срока действия договора), то стандартные налоговые вычеты предоставляйте за каждый месяц действия договора, включая те месяцы, в которых вознаграждение не выплачивалось. Такой вывод следует из писем Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10, от 21 июля 2011 г. № 03-04-06/8-175, от 19 августа 2008 г. № 03-04-06-01/254, от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-01/203, от 12 октября 2007 г. № 03-04-06-01/353, ФНС России от 9 октября 2007 г. № 04-1-02/002656. Подтверждает такой подход и постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 4431/09.
Пример предоставления стандартного налогового вычета по гражданско-правовому договору, заключенному с гражданином, который не является сотрудником организации
1 апреля ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило с А.И. Ивановым договор подряда на текущий ремонт офисного помещения. Иванов не является сотрудником организации, а также не зарегистрирован в качестве предпринимателя.
Договор заключен сроком на три месяца. Сумма вознаграждения Иванова по договору составляет 30 000 руб. и выплачивается единовременно после окончания работ.
30 июня Иванов сдал выполненные работы. Организация приняла их по акту приемки-передачи.
Бухгалтер «Гермеса» начислил Иванову вознаграждение в размере 30 000 руб. и включил его сумму в налоговую базу по НДФЛ за июнь.
Иванов имеет одного ребенка в возрасте до 18 лет. Согласно заявлению Иванова, в текущем году до заключения договора подряда он нигде не работал и доходов не получал. Таким образом, в июне его налоговая база с начала года не превысила 280 000 руб. Стандартные вычеты были предоставлены Иванову в следующих размерах:
- 1400 руб. – за апрель;
- 1400 руб. – за май;
- 1400 руб. – за июнь.
НДФЛ с суммы вознаграждения Иванова составил 3354 руб. ((30 000 руб. – (1400 руб. * 3 мес.)) * 13%).
В июне «Гермес» заплатил Иванову из кассы вознаграждение в сумме 26 646 руб. (30 000 руб. – 3354 руб.).
Пример отражения в бухучете вознаграждения по гражданско-правовому договору на выполнение работ, заключенному с гражданином, не являющимся сотрудником организации
1 марта ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило с А.С. Кондратьевым договор подряда на выполнение текущего ремонта офисного помещения. Кондратьев не является сотрудником организации, а также не зарегистрирован в качестве предпринимателя.
Стоимость работ составляет 41 000 руб. При выполнении ремонта Кондратьев использует материалы организации.
В марте Кондратьев отремонтировал офисное помещение. Бухгалтер «Гермеса» на основании акта приемки-передачи выполненных работ начислил вознаграждение Кондратьеву на сумму 41 000 руб.
Сумма вознаграждения вошла в налоговую базу Кондратьева по НДФЛ за март. Кондратьев имеет одного ребенка в возрасте до 18 лет. Согласно заявлению Кондратьева в текущем году до заключения договора подряда он нигде не работал и доходов не получал. Таким образом, в марте его налоговая база с начала года не превысила 280 000 руб. Поэтому ему предоставляется стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 1400 руб. НДФЛ составил 5148 руб. ((41 000 руб. – 1400 руб.) * 13%).
В марте «Гермес» выплатил Кондратьеву из кассы деньги в сумме 35 852 руб. (41 000 руб. – 5148 руб.).
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 76
– 41 000 руб. – приняты ремонтные работы, выполненные Кондратьевым по договору подряда;
Дебет 76 Кредит 50
– 35 852 руб. – выплачено Кондратьеву вознаграждение по договору подряда;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 5148 руб. – удержан НДФЛ с вознаграждения, начисленного в пользу Кондратьева;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 5148 руб. – перечислен в бюджет НДФЛ, удержанный с дохода Кондратьева.
О том, нужно ли удержать НДФЛ со стоимости материалов, транспортных или других расходов, которые организация компенсирует исполнителю по гражданско-правовому договору помимо вознаграждения, см. С каких выплат удерживать НДФЛ.
Вознаграждение (аванс) по гражданско-правовому договору о выполнении работ или оказании услуг включите в налогооблагаемую базу по НДФЛ в день выплаты вознаграждения (аванса) в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 223 НК РФ). При этом не имеет значения, в каком налоговом периоде будут выполнены работы (оказаны услуги). То есть налог нужно удержать в день фактической выплаты дохода независимо от того, что собой представляет эта выплата – аванс или окончательный расчет по договору. Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-04-06/360.
Если вознаграждение человек получит в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:
- в день получения денег в банке, если организация выплатит исполнителю вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
- в день перечисления денег на счет исполнителя, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
- на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).
Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.
Если вознаграждение гражданин получит в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с доходов нерезидента, у которого организация арендует оборудование, используемое на территории России. Арендодатель зарегистрирован в Республике Беларусь в качестве индивидуального предпринимателя
Да, нужно.
Доходы от сдачи в аренду оборудования, находящегося на территории России, признаются доходами от источников в России (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ). По общему правилу у нерезидента такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 1 ст. 207, п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом сумму НДФЛ должна удержать из доходов нерезидента и перечислить в бюджет российская организация, которая выплачивает доход гражданину Республики Беларусь, поскольку в этом случае она является налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ). Тот факт, что гражданин Республики Беларусь зарегистрирован в этой стране в качестве индивидуального предпринимателя, в рассматриваемой ситуации значения не имеет. Дело в том, что иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя в другом государстве в соответствии с его национальным законодательством, в целях расчета НДФЛ в России имеет статус физического лица.
Вместе с тем, статьей 7 Налогового кодекса РФ установлен приоритет норм международных договоров России над нормами Налогового кодекса РФ. В настоящее время действует соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 11 этого соглашения платежи в виде вознаграждения за использование (предоставление права использования) промышленного, коммерческого или научного оборудования, источником выплаты которых является территория России, могут облагаться НДФЛ как в России, так и в Республике Беларусь. При этом ставка налога в России не может превышать 10 процентов.
К указанным платежам относится, в частности, вознаграждение за аренду (лизинг) оборудования. Но при условии, что данное оборудование является промышленным, коммерческим или научным. То есть арендованное имущество должно отвечать следующим критериям:
- считаться оборудованием согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (т. е. входить в группу «Машины и оборудование», ОКОФ – 14 0000000);
- обозначаться в договоре между российской организацией-арендатором и гражданином Республики Беларусь именно как промышленное, коммерческое или научное оборудование.
Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 10 сентября 2012 г. № 03-08-06/Беларусь, от 24 января 2011 г. № 03-08-05. Несмотря на то, что указанные разъяснения посвящены взаимоотношениям между организациями России и Республики Беларусь, их можно распространить и на рассматриваемую ситуацию. Поскольку положения статьи 11 соглашения действуют в отношении налогообложения доходов как организаций, так и физических лиц.
Таким образом, в случае, если организация арендует у гражданина Республики Беларусь промышленное, коммерческое или научное оборудование, НДФЛ удержите по ставке 10 процентов. Для подтверждения права применения ставки 10 процентов представьте в инспекцию подтверждение того, что нерезидент является налоговым резидентом Республики Беларусь.
Если же арендованное имущество, используемое на территории России, промышленным (коммерческим, научным) оборудованием не признается, НДФЛ удержите по ставке 30 процентов.
Главбух советует: есть факторы, позволяющие не удерживать НДФЛ с доходов резидента Республики Беларусь, если он зарегистрирован в этой стране в качестве индивидуального предпринимателя. Они заключаются в следующем.
По общему правилу при выплате доходов индивидуальному предпринимателю организация не признается налоговым агентом. Предприниматель, зарегистрированный в законодательно установленном порядке, должен самостоятельно рассчитать и уплатить налог с полученных доходов в бюджет. Такой порядок установлен пунктами 1 и 2 статьи 227 Налогового кодекса РФ.
Из положений части 2 статьи 8 Договора от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» следует, что предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, имеет такие же права, обязанности и гарантии на территории России, как и российский предприниматель. Поэтому белорусский предприниматель должен самостоятельно рассчитать и уплатить налог с доходов, выплаченных ему российской организацией. Соответственно, российская организация по отношению к нему налоговым агентом не признается и НДФЛ с его доходов удерживать не должна.
Такой подход подтверждает арбитражная практика (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г. № А56-1937/2008).
Следует отметить, что в случае если организация примет решение не удерживать НДФЛ при выплате доходов предпринимателю – резиденту Республики Беларусь, это может вызвать претензии со стороны проверяющих. И тогда отстаивать правомерность своих действий организации придется в суде.
Страховые взносы
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с вознаграждений людям по определенным гражданско-правовым договорам нужно начислить взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К таким договорам относятся гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), выполнение авторского заказа, передачу авторских прав, предоставление прав использования произведений. По другим гражданско-правовым договорам (например, по договору аренды) начислять страховые взносы не нужно. Подробнее об этом см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты по гражданско-правовым договорам и договорам о передаче авторских прав. Взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний нужно начислить, только если обязанность организации платить их предусмотрена гражданско-правовым договором (абз. 4 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125–ФЗ).
Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.