На сегодняшний день ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита не предусмотрена.
Однако, Минфином России подготовлены два Проекта закона о дополнении КоАП статьей 15.37, предусматривающей ответственность за уклонение от обязательного аудита в сумме 700 тыс. руб. и за непредставление аудиторского заключения в сумме от 400 тыс. до 700 тыс. руб. (http://www.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?id4=17314). На сегодняшний день проекты не внесены в Госдуму РФ. Однако, они могут быть приняты в скором времени.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Ситуация: Вправе ли налоговая инспекция не принять годовую бухгалтерскую отчетность, если в ее состав не входит аудиторское заключение. Организация должна проходить обязательны аудит
Нет, не вправе.
Организация обязана представлять в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете, годовую бухгалтерскую отчетность(подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
В свою очередь, приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и пояснения в текстовой или табличной форме. Такой вывод следует из пунктов 2 и4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Аудиторское заключение в числе обязательных приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах неназвано.
Вместе с тем, в пункте 5 ПБУ 4/99 сказано, что помимо перечисленных документов в состав бухгалтерской отчетности входитПояснительная записка и аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту). Кроме того, в абзаце 5пункта 4 постановления Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П установлено, что аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без этого документа отчетность не может быть принята, и налоговая инспекция не вправе считать ее достоверной.
Однако указанное судебное решение было приято в рамках старого законодательства, а именно в период действия Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункт 2 статьи 13 которого включал аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности. Что касается ПБУ 4/99, то его положения применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).
Следовательно, в настоящее время вышеуказанные нормы пункта 5 ПБУ 4/99 и абзаца 5 пункта 4 постановления Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П применяться не должны.
Таким образом, аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод подтверждается и письмом Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.*
Поэтому налоговая инспекция обязана принять бухгалтерскую отчетность и без аудиторского заключения.
Сергей Разгулин, заместитель директора
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
«Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением*».
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
«Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
1) часть 1 статьи 4.5 после слов «о промышленной безопасности,» дополнить словами «об аудиторской деятельности,»;
2) главу 15 дополнить статьей 15.37 следующего содержания:
«Статья 15.37. Непредставление аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью
Непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей*».
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
«Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
1) главу 15 дополнить статьей 15.37 следующего содержания:
«Статья 15.37. Уклонение от проведения обязательного аудита
Непроведение юридическим лицом обязательного аудита в течение года, следующего за отчетным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере семисот тысяч рублей*».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени