Организация вправе учесть затраты на рекламу в расходах будущих периодов только в том случае, если такие расходы носят подготовительный характер и реализация рекламируемых товаров (работ, услуг) на момент размещения рекламы отсутствует.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Бухучет
Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.* Такие расходы должны быть подтверждены документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:
отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;
эфирные справки телерадиостанций;
справки метрополитена об оказании рекламных услуг.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71.
Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Если договор предполагает не разовое распространение рекламных услуг, а в течение некоторого периода, например, года, то рекламные расходы признавайте:
по мере выхода рекламы в свет на основании отчета распространителя рекламы;
ежемесячно равными частями в течение периода действия договора, если отчет о размещении рекламы выдается ежемесячно либо публикация круглогодичная.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация:Какие затраты при производстве продукции учитывать в составе расходов будущих периодов
Даже при стабильных объемах производства в разных отчетных периодах фактические суммы расходов могут существенно различаться. Например, это возможно, если:
деятельность организации носит сезонный характер;
неравномерно составлен график отпусков сотрудников;
отсутствует график планово-предупредительных ремонтов оборудования и т. п.
Для отдельных расходов, которые обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, есть правило – они распределяются между отчетными периодами при отражении в Отчете о финансовых результатах. Такая же норма действует в случае, когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко. Об этом сказано в пункте 19 ПБУ 10/99.*
В бухучете такие расходы сначала отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов»:
Дебет 97 Кредит 60 (76...)
– учтены затраты в составе расходов будущих периодов.
А потом постепенно включаются в состав затрат на производство:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 97
– учтены в составе прямых (косвенных) расходов затраты, отраженные в составе расходов будущих периодов.
Порядок и сроки переноса расходов будущих периодов на себестоимость продукции (работ, услуг) организация определяет самостоятельно. Например, такие расходы можно списывать:
равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации;
пропорционально доходам, полученным от реализации, и другими способами.
Установленный порядок списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 4, 8ПБУ 1/2008).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Статья:Рекламные и маркетинговые расходы в период строительства объекта
Организация создана для строительства и эксплуатации торгово-развлекательного комплекса и является единственным инвестором с функциями технического заказчика-застройщика. Выручку от сдачи помещений в аренду планируется получать после сдачи объекта в 2009-2010 годах. Но во время строительства у организации возникают нормируемые и ненормируемые рекламные расходы и затраты на маркетинговые услуги. Поскольку сейчас у организации есть только небольшая выручка от сдачи в аренду оборудования, не имеющего отношения к указанным расходам, можно ли учесть указанные расходы равными долями в течение года после ввода объекта в эксплуатацию?
Да, можно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком и направленные на получение дохода.
Исходя из указанных норм, организация вполне обоснованно может включить затраты на рекламу и маркетинговые услуги в расходы. Данные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для конкретных видов расходов (см. письмо Минфина России от 10 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/265).
Определяя сумму нормируемых рекламных расходов, необходимо руководствоваться величиной выручки, полученной в отчетном (налоговом) периоде. А если выручка невелика, то учесть в целях налогообложения можно будет лишь небольшую долю рекламных расходов.
При этом в пункте 1 статьи 272 НК РФ налогоплательщику предоставляется право самостоятельно определять период, в котором расходы будут признаны, если, исходя из условий договора, связь между доходами и расходами не может быть четко определена.
В той же статье сказано, что расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача. Поэтому организация может принять решение о переносе признания в налоговом учете расходов по рекламным договорам и договорам на маркетинговые услуги на будущее. Например, на первый год после ввода торгово-развлекательного комплекса в эксплуатацию.
Для целей бухгалтерского учета расходы на рекламу и маркетинговые исследования вполне можно отнести к расходам будущих периодов. Но учитывая различия в бухгалтерском и налоговом учете, в частности в моментах признания затрат, а также по нормированию рекламных расходов (применяемому только в целях налогообложения прибыли), у организации возникнет необходимость использования норм ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».*
Отвечал А.С. ГУСЕВ, аудитор
Журнал «Учет в строительстве» № 3, март 2009
20.11.2013г.
С уважением,
Руководитель направления VIP-поддержки «Горячей линии»
Колосова Наталья.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени