при возврате первоначального лизингового платежа в рамках программы от Минэкономики РТ формируются проводки: На дату представления документов Д 76 К 86. отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи На дату получения платежа от Минэкономики РТ Д 51 К 76- отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи. Оплата услуг сторонней организации отражается проводкой Д26 К60 (76) – отражена сумма расходов связанная с услугой по возврату денежных средств. Д60 (76) К51- оплата контрагенту за оказанные услуги (17% процентов от суммы полученных денежных средств)
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь.
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
финансовой помощи от государства (государственной помощи).*
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
субсидий;
бюджетных кредитов;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Бухучет
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
текущих расходов.
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:
ограничение приобретения определенных видов активов;
конкретное местонахождение приобретаемых активов;
установленные сроки приобретения и владения активами.
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
государственного регулирования цен и тарифов;
применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:
денежных средств;
другого имущества (например, основных средств, материалов).
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.
При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:
поступление государственной помощи;
использование государственной помощи;
возврат государственной помощи.
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).
Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.
Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:
по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.*
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.
Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.
Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.*
Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация: Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Общехозяйственные расходы
Затраты, связанные с управлением организацией, организацией ее хозяйственной деятельности, содержанием ее общего имущества, относятся к общехозяйственным расходам. В состав общехозяйственных расходов включаются:
затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);
арендная плата, амортизация, затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общефирменного и управленческого назначения;
затраты на охрану;
расходы на подготовку кадров и подбор персонала;
представительские расходы;
расходы на оплату услуг связи;
коммунальные расходы;
канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
расходы на охрану труда и т. п.
Бухучет: общехозяйственные расходы
В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:
Дебет 26 Кредит 10 (21)
– списаны материалы (полуфабрикаты собственного производства), израсходованные на общехозяйственные нужды;
Дебет 26 Кредит 70
– начислена зарплата административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
Дебет 26 Кредит 69
– начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
Дебет 26 Кредит 60, 76
– учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);*
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга