: Сразу отметим, что создание указанного в вопросе резерва Налоговым Кодексом не предусмотрено, поэтому в налоговом учете в любом случае данные резерв признаваться не будет. В бухгалтерском учете создание подобного резерва крайне сомнительно, поскольку данный резерв не соответствует пункту 5 ПБУ 8/2010. Следовательно, создание резерва в налоговом учете невозможно, а в бухгалтерском-рискованно. Риск создания резерва в бухгалтерском учете заключается в том, что если в результате налоговой проверки будет установлена невозможность создания данного резерва, то организация может быть привлечена к ответственности по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Грубым нарушением правил учета считается:
отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, НМА и финансовых вложений.
Если организация все же решит создавать резерв в бухгалтерском учете, то он обязательно должен быть прописан в учетной политике, в т.ч. достоверная методика его создания и использования. В бухгалтерском учете создание резерва отражается записью:
Дебет 20 (91-2) Кредит 96
- создан резерв
Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- начислено постоянное налоговое обязательство на сумму резерва не принимаемого для целей НУ
Дебет 96 Кредит (10, 60,69,70…)
- использован резерв
Дебет 96 Кредит 91-1
- восстановлен резерв (если использован частично или совсем не использовался)
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянный налоговый актив»
- начислен постоянный налоговый актив на сумму восстановленного резерва, ранее не принятого к НУ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Какие резервы можно создать в налоговом учете
Резервы, которые можно создать в налоговом учете, подразделяются на две группы:
резервы предстоящих расходов;
оценочные резервы.
В первую группу входят резервы:
на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
на выплату вознаграждений по итогам работы за год (ст. 324.1 НК РФ);
на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК РФ);
на социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 267.2 НК РФ);
на предстоящие расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности некоммерческими организациями (ст. 267.3 НК РФ).
Во вторую группу входят резервы:
по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
на возможные потери по ссудам (для банков) (ст. 292 НК РФ);
под обесценивание ценных бумаг (для профессиональных участников рынка ценных бумаг) (ст. 300 НК РФ).
При необходимости организации, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления, могут создавать любые из названных резервов по своему усмотрению. Организации, применяющие кассовый метод, создавать резервы не вправе. Любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Решение о создании резервов и порядок их формирования закрепите в учетной политике для целей налогообложения прибыли (абз. 5 ст. 313 НК РФ).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. ПРИКАЗ, ПБУ МИНФИНА РОССИИ от 13.12.2010 №№ 167н, ПБУ8/2010: Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) (с изменениями на 27 апреля 2012 года)
5. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.*
С уважением,
эксперт «Системы Главбух»
Зайкин Павел.
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт БСС "Система Главбух"
Колосова Наталья
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени