Когда до перевозчика Вы доставляете груз с помощью арендованного автомобиля (без привлечения стороннего перевозчика), то транспортную накладную оформлять не надо, необходимо только выписать ТТН, так как для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляется именно товарно-транспортная накладная.
Если же товар до перевозчика доставляет курьер, то обе формы накладных выписывать не надо.
чиновники считают, что при доставке грузов автотранспортом у заказчика обязательно должна В большинстве случаев суды соглашаются с тем, что расходы в рамках договора транспортной экспедиции можно учесть и без ТТН при наличии иных оправдательных документов. В частности, экспедиторских документов, товарных накладных, маршрутных листов (постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 25.03.10 № А45-12262/2009, Поволжского от 28.03.11 № А55-13299/2010, от 26.01.10 № А65-3382/2009, от 07.04.09 № А12-14314/2008 округов).
Можно сделать вывод, что для правомерности учета расходов на оплату услуг экспедитора не всегда обязательно наличие ТТН или иных документов, оформленных перевозчиками. При условии, что информация, содержащаяся в документах, детализирует оказанные экспедитором услуги и их стоимость. А также подтверждает реальность оказания услуг и их принятие организацией (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-4018/11). Наличие договоров и актов выполненных работ, подтверждающих факт оказания услуг, суды считают достаточным для учета расходов в целях налогообложения прибыли (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.11.11 № А40-14387/11-115-51).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Как документально оформить продажу товаров оптом
Транспортная накладная
При доставке грузов автомобильным транспортом составляется транспортная накладная. Этот документ грузоотправитель (если иное не предусмотрено договором) обязан оформить для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
Товарно-транспортная накладная
Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляется товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).8
Она составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списаниятоваров у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Статья: Как защитить расходы на экспедитора, если он не дает накладные
Альберт Геворкян, эксперт «УНП»
Минфин непреклонен: для подтверждения расходов на доставку товара нужны сразу три накладные – ТОРГ-12, 1-Т и новая транспортная. Свою позицию чиновники снова подтвердили в недавнем письме от 27.02.12 № 03-03-06/1/99. Но многие заказывают доставку не у перевозчиков, а у экспедиторских компаний. А они отказываются оформлять накладные для продавца или покупателя. Как в таких случаях подтверждать расходы?*
Какие документы подтвердят расходы
Свой отказ выдать транспортную накладную экспедиторы обосновывают тем, что компания заключает договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. То есть исполнитель забирает у заказчика товар, выдает экспедиторскую расписку. А после того как товар получает покупатель, компания и экспедитор подписывают акт оказанных услуг. Как экспедитор справляется со своей задачей по перемещению груза из пункта А в пункт Б, компанию волновать не должно.*
Таким образом, для компании основными документами будут расписка и акт. Мы считаем, что их достаточно для подтверждения затрат и факта перемещения товара. Дополнительно у экспедитора можно попросить письменный отказ представить накладную. Многие экспедиторы такие бумаги выдают без проблем.*
Как объяснить инспектору отсутствие накладной
В случае спора с проверяющими помогут следующие аргументы. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ). В то время как экспедиторы работают по договору транспортно-экспедиционного обслуживания и оказывают услуги по организации перевозки груза (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ). Принимая товар от грузополучателя, экспедитор обязан выдать ему только экспедиторскую расписку (п. 5 Правил, утв.постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554). Так считают и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.08.09 № КА-А40/7718-09). Так что вся нормативная база на стороне компаний. И претензий у налоговиков быть не должно.*
В опрошенных нами управлениях такой подход считают верным, если в договоре закреплена фиксированная стоимость услуг экспедитора. Если же грузоотправитель не только платит за услуги, но еще и компенсирует экспедитору его расходы на стороннего перевозчика, то списать их без транспортной накладной компания не вправе. Но здесь выручит тот же письменный отказ. В случае спора это будет дополнительным аргументом в пользу компании, подтвердили в УФНС.
ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 12, МАРТ 2012
3.Статья: Как доказать правомерность и реальность привлечения экспедиторов
Суды соглашаются, что расходы в рамках договора транспортной экспедиции можно учесть и без ТТН*
Отсутствие тех или иных документов сразу привлекает внимание налоговиков. Ведь это позволяет им поставить под сомнение сам факт оказания услуг. Причем, исходя из сложившейся судебной практики, перечня вышеуказанных документов не всегда достаточно для обоснования понесенных расходов.
Так, чиновники считают, что при доставке грузов автотранспортом у заказчика обязательно должна быть товарно-транспортная накладная (далее – ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, или транспортная накладная (письма Минфина России от 17.08.11 № 03-03-06/1/500 и № 03-03-06/1/498). Поэтому есть вероятность, что при отсутствии ТТН правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде.
Однако в большинстве случаев суды соглашаются с тем, что расходы в рамках договора транспортной экспедиции можно учесть и без ТТН при наличии иных оправдательных документов. В частности, экспедиторских документов, товарныхнакладных, маршрутных листов (постановления федеральных арбитражных судовЗападно-Сибирского от 25.03.10 № А45-12262/2009, Поволжского от 28.03.11 № А55-13299/2010, от 26.01.10 № А65-3382/2009, от 07.04.09 № А12-14314/2008 округов).*
При выстраивании защиты компания может упирать на то, что ей совершенно не важно, какие расходы несет посредник*
В то же время некоторые судьи считают, что ТТН является единственным документом, подтверждающим затраты по договорам транспортной экспедиции. А также предъявляют иные требования по документальному подтверждению фактаперевозки.
При выполнении экспедитором услуг по перевозке своими силами цепочка передачи груза выглядит следующим образом: поставщик – экспедитор – покупатель. Однако на практике некоторые компании вводят в описанную схему дополнительное звено – стороннего перевозчика. В случае если доставкаосуществляется перевозчиком, а не экспедитором, полная цепочка передачи груза выглядит так: поставщик – экспедитор – перевозчик – покупатель.
Такая схема позволяет снизить риск предъявления претензий со стороны проверяющих. Ведь в данном случае грузоотправителем является не поставщик, а экспедитор. Поскольку договор с перевозчиком заключен от его имени. В связи с чем и ответственным за оформление ТТН для перевозчика становится экспедитор, а не поставщик.
Если рассматривать экспедиторский договор как посреднический, то экспедитор должен предоставить заказчику еще и подробный отчет о выполнении перевозки. В этой ситуации к отчету экспедитора должны прилагаться копии договора, заключенного экспедитором с перевозчиком, ТТН и счет-фактуры перевозчика. Данные требования диктуются как контролирующими, так и судебными органами с целью установления реальности совершенных хозяйственных операций. А также факта несения затрат и их документального подтверждения (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.06.12 № А05-9429/2011).*
Так, в одном из дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Московского округа, судьи приняли во внимание, что у посредников отсутствовали ресурсы для реального осуществления деятельности по организации перевозок и экспедиторскому обслуживанию грузов. К тому же фактические перевозчики подтвердили, что не заключали договоры со спорными контрагентами (постановление от 28.03.12 № А40-28791/11-129-128).
Однако зачастую суды принимают решения в пользу компаний и при отсутствии ряда перечисленных документов. Так, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.11 № КА-А40/2115-11 судьи отклонили доводы контролеров о непредставлении компанией копий договоров, заключенных экспедитором с перевозчиками. А также документов, подтверждающих расходы экспедитора, осуществленные им в интересах компании и подлежащие возмещению. Суд пришел к выводу, что данный перечень документов является подтверждением расходов экспедитора. Но никак не подтверждением правомерности затрат, понесенных налогоплательщиком.
Кроме того, судебные органы полагают, что налоговое законодательство РФ не устанавливает факт несения расходов компанией, оказывающей услуги, как необходимый фактор для принятия получателем услуг затрат по ним в налоговые расходы. К аналогичным выводам арбитражные суды приходили и во многих других делах (постановления федеральных арбитражных судов Дальневосточного от 30.11.11 № Ф03-5597/2011 и Московского от 18.04.11 № КА-А40/2918-11, от 26.08.11 № КА-А40/9346-11 округов).
Надо отметить, что данная позиция судебных органов может быть принята в случае, если в договоре транспортной экспедиции установлена фиксированная плата экспедитору вне зависимости от понесенных им расходов. То есть компания при выстраивании защиты может упирать на то, что ей совершенно не важно, какие расходы несет посредник. Важно то, что он за заявленную плату организовал доставку товара.
Можно сделать вывод, что для правомерности учета расходов на оплату услуг экспедитора не всегда обязательно наличие ТТН или иных документов, оформленных перевозчиками. При условии, что информация, содержащаяся в документах, детализирует оказанные экспедитором услуги и их стоимость. А также подтверждает реальность оказания услуг и их принятие компанией (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-4018/11). Наличие договоров и актов выполненных работ, подтверждающих факт оказания услуг, суды считают достаточным для учета расходов в целях налогообложения прибыли (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.11.11 № А40-14387/11-115-51).*
Как правильно оформленная первичка помогает доказать реальность договора транспортной экспедиции*
Как уже говорилось выше, суды признают незаконным решение о привлечении компании к ответственности, если у нее имеется правильно оформленная первичка и другие документы, доказывающие реальность транспортных расходов.
Так, при рассмотрении одного из дел Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отметил, что установлена реальность хозяйственных операций, связанных с получением услуг по договору транспортной экспедиции (постановление от 16.02.11 № А53-4550/2010). Поскольку представлены документы, подтверждающие произведенные расходы. Это, в частности, товарные накладные, свидетельствующие о принятии товаров, акты выполненных работ, письменные заказы поставщика на отгрузку ценностей покупателю. А также письма экспедиторов о сообщении сведений о водителях, автомобилях и наименовании фактических перевозчиков.
Бывают ситуации, когда судьи забраковывают абсолютно все документы компании, подтверждающие осуществление расходов. Например, такие, как схемы размещения и крепления грузов, квитанции о приеме ценностей, талоны на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, бланки-заказы, схемы погрузки (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.10.11 № А45-13559/2010). Однако в данном деле суд только лишь еще раз напомнил о том, что представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК РФ).
В арбитражных делах, где суды не поддерживали налогоплательщиков, их вывод в большинстве случаев основывался на отсутствии в актах об оказании услуг информации, детализирующей оказанные услуги. Например, о характере и объеме груза, транспортных средствах, перевозчиках. Поэтому судьи приходили к выводу о том, что совершенные операции не соответствуют содержанию этих документов (определение ВАС РФ от 22.11.11 № ВАС-14649/11).
Зачастую судьи придерживаются мнения о том, что договоры и акты выполненных услуг не содержат необходимой информации о перевозке груза. Поэтому не могут восполнить отсутствие экспедиторских документов и ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.12 № А05-5441/2011, решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.12 № А40-49056/11-129-211). А если ко всему прочему проверяющие установят, что экспедитором выступает контрагент с сомнительными признаками, то компании будет еще сложнее отбиться от доначислений. Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа указал, что у экспедитора отсутствовали материальные и трудовые ресурсы, необходимые для оказания услуг. К тому же налогоплательщиком не представлены ТТН и письменные заявки на услуги по транспортировке. Поэтому судьи пришли к выводу о необоснованности затрат (постановление от 10.05.11 № Ф09-2600/11-С3).
Однако в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.12 № А41-16962/10 указано, что деятельность компании не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества сотрудников и основных средств. Обоснованность вычетов и расходов подтверждается надлежаще оформленной первичкой.
ЖУРНАЛ «ПРАКТИЧЕСКОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2012
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени