Законодательством не предусмотрено предоставление положения об учетной политике за текущий год в рамках камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за прошедший год. В статье 88 НК РФ содержится закрытый перечень документов, и в каких случаях они могут быть затребованы.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе* (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Оформление требования
Для истребования документов инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
В требовании о представлении документов должно быть указано:
- в соответствии с какой статьей истребуются документы;
- в какой срок должны быть представлены истребуемые документы;
- сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
- полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
- конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы * (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2010 года).
Это следует из приложения 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно - в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (ст. 93 НК РФ), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).
Ситуация: может ли инспекция потребовать у организации представить дополнительные документы (например, счета-фактуры, договоры, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и т. п.). В ходе камеральной налоговой проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными
Нет, не может.
По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.
При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:
- дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;
- устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет). *
Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Исходя из буквального толкования положений данного пункта, следует, что при обнаружении (выявлении) ошибок или противоречий инспекция может требовать от организации лишь письменные пояснения к ним или их устранения. Требовать представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе. *
Организация может лишь сама принять решение представить к своим письменным пояснениям дополнительные подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.
Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 г. № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции. *
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга