Банки обязаны теперь выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и выписки по операциям на счетах физических лиц в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 86 НК РФ.
Соответственно, получив сведения от банков, налоговая инспекция, действительно, может сопоставить их с информацией, указанной в справках 2-НДФЛ.
В том случае, если выяснится, что организация представила справку 2-НДФЛ с ошибками, инспекция может не принять указанные в ней сведения – тогда справка считается непредставленной. Организации при этом направляется протокол приема сведений.
Если это произойдет, организации грозит ответственность за непредставление справки 2-НДФЛ, по заявлению налоговой инспекции суд может применить административную ответственность к должностным лицам организации в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб (ст. 15.6 КоАП РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Налоговый кодекс РФ
«Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
1. Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события*. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом*.Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».
2. Комментарий к статье 86 Налогового кодекса РФ
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны при открытии счетов в банковских учреждениях предъявить свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета любого из данных лиц.
Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета утверждено Банком России 7 сентября 2007 г. № 311-П.
Формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права (прекращении права) использовать корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов КЭСП утверждены приказом ФНС России от 23 мая 2014 г. № ММВ-7-14/292.
Банку отводится на указанные действия три дня, считая с даты соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
За неисполнение данной обязанности в срок банк может быть оштрафован по статье 132 Налогового кодекса РФ. Размер санкций составляет 20 000 руб.
Банки могут открывать расчетные, текущие, валютные (текущие, транзитные), ссудные и бюджетные счета. Возникает вопрос: обо всех ли этих счетах нужно сообщать? Нет. Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ счетом считается открытый на основании договора банковского счета расчетный (текущий) или иной счет, куда зачисляются деньги и с которого их можно снимать.
То есть Налоговый кодекс требует сообщать в налоговую инспекцию о счете, который:
1) открыт по договору банковского счета;
2) позволяет зачислять и расходовать деньги.
Если хотя бы одному из условий счет не отвечает, о нем в инспекцию можно не заявлять.
Учитывая изложенное, требование статьи 86 Налогового кодекса РФ о сообщении банками об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов не распространяется на депозитные, транзитные валютные и ссудные счета.
В соответствии с правилами пункта 2 комментируемой статьи налоговые органы могут затребовать у банков справки о наличии и состоянии счетов в отношении практически всех лиц: организаций, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц. Но что касается последних, то информацию о них налоговые органы могут получить только в очень специфических случаях: при наличии запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами России. Причем в число данных лиц входят также нотариусы и адвокаты, то есть в данном случае закон предоставляет им ту же защиту, что и прочим физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Справки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены налоговыми органами только в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам этих лиц, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.*
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ КАСЬЯНОВА А. В.
3. Ситуация: Может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление справок по форме 2-НДФЛ. Справки были представлены в инспекцию в срок, но с ошибками (или были некорректно заполнены)
Нет, не может, если такие справки инспекция приняла.
Если инспекция приняла справки по форме 2-НДФЛ, то она не может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ*. Объясняется это следующим.
Налоговая ответственность за несвоевременное представление сведений по форме 2-НДФЛ установлена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. При этом из буквального толкования этой нормы законодательства следует, что штраф предусмотрен только за несдачу сведений по форме 2-НДФЛ. Поэтому, если сведения сданы в срок, хотя и заполнены некорректно (с ошибками), налоговая инспекция не вправе оштрафовать организацию за непредставление сведений. Подтверждает такую точку зрения и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А19-16467/2012, Центрального округа от 28 августа 2006 г. № А35-9977/05-С18, Уральского округа от 11 июля 2005 г. № Ф09-2873/05-С2).
Если организация представила справку с ошибками, то инспекция может не принять такие сведения. При этом она обязана направить протокол приема сведений. В таком случае справка считается непредставленной. Подтверждает такую точку зрения и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 мая 2013 г. № А27-16221/2012). Поэтому нужно направлять сведения о доходах физических лиц заранее, чтобы своевременно исправить ошибки.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса